Получи документы

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды на участке детского сада»

Ольга Кожухарова
Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды на участке детского сада»

На территории ДОУ можно создать объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:

• оздоровительное, познавательное, эстетическое, игровое.

* Игровые площадки, навесы, веранды, беседки.

* Спортивно-игровые площадки.

* Сад плодовых растений.

* Цветники (рабатки, клумбы, альпийские горки, розарий и др.).

* Английский (зеленый) и мавританский (цветочный) газоны.

* Оздоровительный сад (фитонцидных растений; хвойных).

* Участок леса и лесная поляна.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание развивающей среды на участке детского сада“» размещена в разделах

* Участок для привлечения птиц (кормушки, домики).

* Водоем, фонтанчики.

* Экологическая тропа.

* Метеорологическая площадка.

* Музыкальная площадка «Веселые нотки».

* Огороды (сюжетный овощной, аптекарский, огород душистых трав).

* Поляна загадок.

* Автогородок (площадка дорожного движения).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.

Одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности.

В методической литературе даны рекомендации по организации работы на экологической тропе в детском саду (С. Николаева, Н. Рыжова и др.).

Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое.

Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально: убирать сухие листья и ветки, выкорчевывать пни, полностью уничтожать сорняки.

Выделив интересные объекты тропы, необходимо пронумеровать их. Дать названия и составить план маршрута.

Содержание объектов экологической тропы.

Овощной огород.

Такой огород располагается на открытом, незатененном пространстве. Здесь высаживаются районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Можно отказаться от традиционных грядок и оформить «сюжетный» огород: под «солнышком» (календула, бархатцы) расправила крылья «бабочка» (подобрать овощи с листьями разной окраски – «узоры на крыльях бабочки»). «Тучи» над «солнышком» – посадки высокой декоративной капусты. Забавны и красочны грядки в виде цветика-семицветика, фигур различных животных.

При оформлении огорода для младших групп выбирать следует быстро растущие и рано созревающие овощи, которые дают урожай на протяжении весны и лета. Крупные семена и луковицы (лук, горох. Бобы) дети должны сажать самостоятельно; морковь, укроп, репу, салат помогают сажать старшие дошкольники.

В средней группе дети выращивают такие же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях высаживаются разные сорта лука, салата, редиса, кабачков, баклажанов и пр.

На огороде старших групп можно встретить разнообразные виды и сорта овощных культур: корнеплоды (свеклу, репу, морковь, редис, бобовые (фасоль, горох, бобы, капусту (белокочанную, цветную, краснокочанную, кольраби и др., несколько сортов лука, пряную зелень и т. д.

Аптекарский огород.

Аптекарский огород создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений. Их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей создания аптекарских огородов в России.

Младшие дошкольники рассматривают растения с крупными листьями и цветами (календулу, девясил большой, эхинацею пурпурную и др., учатся называть их части (лист, цветок, получают представления о том, что эти растения нас лечат.

В среднем возрасте дети не только рассматривают растения, но и обследуют их, определяя форму, цвет, размер, запах.

В аптекарском огороде появляются новые экспонаты – подорожник, цикорий дикий, мать-и мачеха. В этом возрасте формируется понятие о лечебных свойствах растений.

Старшие дошкольники знакомятся с лечебными свойствами растений, получают сведения о времени и правилах их сбора.

Метеоплощадка.

Проще всего современному человеку узнать прогноз погоды из средств массовой информации. Но «проще» не значит «лучше» : при наблюдении за природными явлениями (например. движением облаков, поведением животных, состоянием растений. При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду. Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.

Для элементарного прогнозирования погоды на экологической тропе детского сада можно оборудовать метеоплощадку, на которой необходимо установить специальное оборудование (некоторые приборы можно изготовить самим).

Метеобудка с термометром и барометром.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).

Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.

Флюгер – показывает направление ветра, а ветряной рукав – силу ветра.

Солнечные часы – древнейшее приспособление для определения времени. Состоят из «циферблата» и стержня, тень от которого, перемещаясь по «циферблату» вследствие движения Солнца, показывает «солнечное» время. Могут быть горизонтальными и вертикальными.

Дождемер – «прибор» для измерения количества осадков. Сделать его можно из большой пластиковой бутылки. Для этого надо срезать ее верхнюю часть, перевернуть горлышком вниз и вставить в нижнюю часть бутылки. Маркером обозначить на стенке деления (в сантиметрах).

Дождемер надо расположить в ямке таким образом, чтобы его верхняя часть находилась над поверхностью земли. С помощью этого нехитрого прибора можно определить, сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т. д.

Если расположить несколько дождемеров в разных местах (например, под деревом и на поляне, можно выяснить, куда попало больше воды и почему.

Чтобы научиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состоянием растений, поведением животных. сравнивать полученные данные, делать выводы и сверять прогноз с реальными результатами.

Растения-барометры.

ОДУВАНЧИК. Вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком. Растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры.

ПАПОРОТНИК-ОРЛЯК. Дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед вами, он «рассказывает», чего ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух напоен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

КЛЕН начинает «плакать» даже за трое суток до дождя. Его «слезки» – избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломившейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Для этого необходимо найти в лесу сухую еловую ветку, напоминающую рогатину. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу прогулочной веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду поставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см!

Животные-барометры.

С малышами можно наблюдать за дождевыми червями. Перед дождем они выползают на поверхность земли.

Детям более старшего возраста можно рассказать о муравьях, которые за несколько часов до приближения ненастья плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

Прекрасные метеорологи – пауки. Они не выносят сырости, боятся росы, поэтому не выходят на охоту утром. Если паук охотится утром. Значит, росы нет, а это верный признак сырой дождливой погоды. Не любят они и жары. Если паук охотится в зной – он почувствовал приближение ненастья, которое может нарушить паутину и разогнать насекомых. Паук на паутине вечером – признак хорошей погоды на следующий день.

Насекомые чутко реагируют на изменение погоды: если ожидается тепло, вьются в воздухе, порхают; предчувствуя непогоду, опускаются ниже, прячутся, затаиваются.

Ласточки и стрижи, которые охотятся на насекомых, перед ненастьем летают низко над землей. Серые вороны перед дождем кричат глухо, а перед ясно погодой – звонко.

Воробьи весело чирикают, подвижны, даже если небо покрыто тучами и моросит дождь, – к теплой сухой погоде; сидят нахохлившись или купаются в пыли – к дождю; зимой прячутся в укрытие, под стрехи, – верный признак приближающегося мороза или метели.

Цветочные «часы».

Можно устроить на садовой клумбе живые «часы». Каждое растение просыпается и засыпает в определенное время суток. В 5 часов раскрывает цветки шиповник, в 6 часов – одуванчик и полевая гвоздика, в 7 часов – колокольчик, картофель, в 8 часов – бархатцы и вьюнки. В 9 – 10 часов – календула, мать-и-мачеха.

В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов – одуванчик, в 15-16 асов – мак, в 16-17 часов – календула. В 17-18 часов – мать-и-мачеха. В 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов – шиповник.

Если посадить растения в том порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки, такие многокрасочные «часы» не только будут радовать красотой, но и позволят достаточно точно (с интервалом 1 – 1,5 часа) определять время в солнечную погоду.

Прежде чем составить такие «часы», необходимо провести предварительные наблюдения. Так как время «бодрствования» цветов зависит от многих факторов, например географического местоположения.

Публикации по теме:

«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!» В целях обеспечения чистоты и порядка, своевременной и качественной уборки территории и игровых площадок после зимнего периода, в нашем.

Проект «Территория ДОУ — сказочная страна» Паспорт проекта • Название проекта «Сказочная страна» • Цель. Благоустройство и декоративное оформление участков, игровых площадок, цветников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды на участке детского сада»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 09:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД