МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»

света анциферова
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социокультурного развития детей 2 категории.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Составитель: Воспитатель 2младшей группы №1 МАДОУ №4 «Тополёк» Анциферова С. Г.

Забайкальский край, г. Краснокаменск 2013г.

Театрализованные игры в ДОУ.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Цели, задачи и содержание работы по театрально-игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят :

*в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

*от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

*от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

*от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

* многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок(«Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

* игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

* постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

* Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

* Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

* Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

* Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

* Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Театрализованное представление «Путешествия по сказкам» средняя группа.

Цель и задачи:

Помочь детям обыгрывать сказку близко к тексту, совершенствовать умение импровизировать.

Учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.

Развивать выдумку, находчивость, чувство юмора.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

оборудование:

Сказки “Колобок”, “Курочка ряба ”, “Маша и Медведь”;

Дом, печь, скамейка, тесто, мука, готовый колобок, готовые пирожки, корзинка,

Театр на кружках «Маша и медведь»;Театр пошаговый «курочка ряба»;Игрушка –колобок.

Ход

(Звучит музыка)

(Дом, в доме Хозяюшка лепит тесто. Входят дети.)

Хозяюшка:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте дорогие гости!

А хотите отправиться в путешествие по сказкам?

-Да!

Тише,детки,проходите!

Нашу сказку не спугните,

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем,и покажем!

(за ширму) Песня пироги

Хозяюшка: - Да вот, по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто. Испеку колобок да пирожков для вас. А вы мне помогайте.

Пальчиковая гимнастика (звучит музыка)

Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)

Тесто жмем, жмем, жмем!

Колобок мы испечем! (Руками совершаем движения как будто лепим снежки)

Повтор сначала

Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пирожки мы испечем! (Хлопаем руками)

Хозяюшка: - Вот и готов наш колобок. Давайте я его в печь поставлю пусть подрумянится, а вы послушайте, кто же у меня во дворе песни поет да веселится?

Инсценировка отрывка хороводной игры «Жили у бабуси два веселых гуся»

ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

Из за ширмы: - Пи-пи-пи!

Хозяюшка: - Кто это?

Дети: - Мышка

Хозяюшка: - мышка рассказывает что видела она не простое яйцо, а золотое хвастает, наверное. Даже сказку нам такую принесла. А что же это за сказка кто знает ( Дети: «Курочка ряба»)

Хотите поиграть в сказку?

Инсценировка отрывка сказки “Курочка ряба ”

(пошаговый театр)

Хозяюшка:Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко: (ко-ко-ко) яичко не простое, а золотое.

Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.

Хозяюшка :Мышка бежала, хвостиком махнула.

Ребенок: Пи-Пи-Пи

Ребенок (мышка) :Бежит, роняет яйцо.

Хозяюшка: яичко упало и разбилось.

Ребенок (старик) :Старик плачет,

Ребенок (старуха) :старуха плачет;

Ребенок (курица) : курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.

Я снесу вам яичко другое, не золотое,а простое».

Хозяюшка :Давайте чтобы наша мышка не грустила развеселим ее и поиграем в игру

Подвижная игра “Кот и мыши”

Хозяюшка: - Дружно, весело играли, а загадку не отгадали?

Слушайте внимательно,какая сказка к нам в гости придет?

Загадка:

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит).

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее (медведь).

Вместе с пирогами.

Театрализованная постановка отрывка сказки «Маша и медведь»(настольный театр на кружках)

Хозяюшка: Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. А в той избушке жил большущий медведь. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Маша: - Отнеси пирожки дедушке и бабушке. А я за тобой с высокого дерева смотреть буду. Выйди посмотри, нет ли дождика.

Хозяюшка: Маша садится в короб кладет пирожки и ждет. Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню. Шёл-шёл, устал и говорит:

Медведь: - Сяду на пенек, съем пирожок. Маша (из короба) : - Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Хозяюшка: Подходит он к деревне, а собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают Собачка: Гаг -Гав!.Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Итог:

Хозяюшка -Вот моя внучка, Машенька! Пойдем угощать детей пирожками, да и колобок наш посмотрим Хозяюшка: -Пока мы с вами путешествовали по сказкам,Колобок наш подрумянился (достаем) Ребята пока колобок в печи был, он все пропустил давайте ему расскажем:

Что вам понравилось?

Кто приходил в гости?

В какие игры играли?

Отправляемся в группу.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 14:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД