Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

Гузалия Магруфовна Голоскова
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей по данным НИИ гигиены и здоровья детей снизилось почти в три раза. Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья. Модель оздоровления может состоять из трех блоков, которые решают оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительный блок

1. обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;

2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно- сосудистой, дыхательной и др.) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;

3. закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, различные традиционные и современные методики;

4. способствовать сохранению положительного психо- эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность к школе.

Образовательный блок

1. совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.

Воспитательный блок

2. воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;

3. способствовать развитию воли, целеустремленности;

4. формировать позитивные качества характера;

5. воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.

Для эффективной реализации поставленных задач необходимо определение групп здоровья детей и создание нагрузок с учетом особенностей психофизического развития. В ДОУ необходимо выполнять принципы организации рационального здорового питания: регулярность, разнообразие, полноценность, индивидуальный подход во время приема пищи.

Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей включать соки, фрукты и овощи. Системный подход в организации питания позволит добиваться укрепления иммунной системы, улучшению физического развития. Важная роль в организации физкультурно- оздоровительной работы должна отводиться развитию скоростных, координационных качеств и выносливости.

Для этого должны быть созданы все условия: физкультурный зал с современным оборудованием, тренажеры, прогулочные веранды, оснащенные атрибутами для формирования двигательных навыков основных движений, спортивная площадка, а в группах оборудованы физкультурные уголки.

Формированию двигательной активности и сокращению пребывания детей в статистическом режиме помогают:

разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;

физминутки, динамические паузы между занятиями;

смена позиций, использование игровых заданий во время проведения образовательных занятий;

проведение пеших переходов во время прогулки; динамический час

При возможности в ДОУ могут предоставляться дополнительные услуги, это различные секции: акробатика, ритмика, плавание, борьба. В зимнее время может работать секция лыжной подготовки. Также для активного отдыха детей необходимо организовывать: развлечения, праздники, дни здоровья, игры-забавы. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни.

Через закаливающие и оздоровительные процедуры повышается устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды, обеспечивается тренировка защитных сил организма.

Хорошей профилактикой заболеваемости в ДОУ является:

максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

свето- воздушные ванны (световой и температурный режим, чистота воздуха);

водное закаливание (обширное умывание, игры с водой);

хождение босиком по "дорожкам здоровья";

самомассаж рук и ног;

гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

оздоровление фитонцидами (чесночные букеты, чесночно-луковые закуски;

полоскание горла специальными растворами (ромашки, шалфея, эвкалипта, соли, йода и др.);

стимулирующая терапия (смазывание носа оксолиновой мазью, люголизация зева);

витаминотерапия: "Ундевит", "Поливит", настойка шиповника; витаминный стол и природные адаптогены: экстракт элеутерококка, настойка женьшеня; ингаляции по показаниям врача.

Психическое здоровье детей восстанавливается при помощи игр в сенсорной комнате- элементы аутотренинга, релаксации, минутки тишины, психогимнастика, элементы сказкотерапии, музыкотерапии, смехотерапии.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формированию элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

физическое здоровье (я сильный, у меня красивое стройное тело);

соматическое здоровье здоров, у меня ничего не болит) психическое здоровье (я счастлив, у меня хорошее настроение) нравственное здоровье (я всех люблю и никому не делаю зла).

Сформировать представления и навыки здорового образа жизни невозможно путем простой передачи знаний, а должны быть целая серия познавательного цикла, состоящая из разделов:

"Я - человек" (представление о своем внешнем облике);

"Нас много - мы разные" (понимание эмоционального состояния других людей);

"Моя семья" (представление о себе и своей семье);

"Движение - это жизнь" (пользе физкультуры и закаливания);

"Здоровое питание, полезные витамины";

"Чистота - залог здоровья" (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Из опыта применения здоровьесберегающей технологии Мини – эссе Тема:«Я применяю здоровьесберегающую технологию. Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 15:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...