Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

Гузалия Магруфовна Голоскова
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей по данным НИИ гигиены и здоровья детей снизилось почти в три раза. Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья. Модель оздоровления может состоять из трех блоков, которые решают оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительный блок

1. обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;

2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно- сосудистой, дыхательной и др.) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;

3. закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, различные традиционные и современные методики;

4. способствовать сохранению положительного психо- эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность к школе.

Образовательный блок

1. совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.

Воспитательный блок

2. воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;

3. способствовать развитию воли, целеустремленности;

4. формировать позитивные качества характера;

5. воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.

Для эффективной реализации поставленных задач необходимо определение групп здоровья детей и создание нагрузок с учетом особенностей психофизического развития. В ДОУ необходимо выполнять принципы организации рационального здорового питания: регулярность, разнообразие, полноценность, индивидуальный подход во время приема пищи.

Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей включать соки, фрукты и овощи. Системный подход в организации питания позволит добиваться укрепления иммунной системы, улучшению физического развития. Важная роль в организации физкультурно- оздоровительной работы должна отводиться развитию скоростных, координационных качеств и выносливости.

Для этого должны быть созданы все условия: физкультурный зал с современным оборудованием, тренажеры, прогулочные веранды, оснащенные атрибутами для формирования двигательных навыков основных движений, спортивная площадка, а в группах оборудованы физкультурные уголки.

Формированию двигательной активности и сокращению пребывания детей в статистическом режиме помогают:

разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;

физминутки, динамические паузы между занятиями;

смена позиций, использование игровых заданий во время проведения образовательных занятий;

проведение пеших переходов во время прогулки; динамический час

При возможности в ДОУ могут предоставляться дополнительные услуги, это различные секции: акробатика, ритмика, плавание, борьба. В зимнее время может работать секция лыжной подготовки. Также для активного отдыха детей необходимо организовывать: развлечения, праздники, дни здоровья, игры-забавы. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни.

Через закаливающие и оздоровительные процедуры повышается устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды, обеспечивается тренировка защитных сил организма.

Хорошей профилактикой заболеваемости в ДОУ является:

максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

свето- воздушные ванны (световой и температурный режим, чистота воздуха);

водное закаливание (обширное умывание, игры с водой);

хождение босиком по "дорожкам здоровья";

самомассаж рук и ног;

гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика;

оздоровление фитонцидами (чесночные букеты, чесночно-луковые закуски;

полоскание горла специальными растворами (ромашки, шалфея, эвкалипта, соли, йода и др.);

стимулирующая терапия (смазывание носа оксолиновой мазью, люголизация зева);

витаминотерапия: "Ундевит", "Поливит", настойка шиповника; витаминный стол и природные адаптогены: экстракт элеутерококка, настойка женьшеня; ингаляции по показаниям врача.

Психическое здоровье детей восстанавливается при помощи игр в сенсорной комнате- элементы аутотренинга, релаксации, минутки тишины, психогимнастика, элементы сказкотерапии, музыкотерапии, смехотерапии.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формированию элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

физическое здоровье (я сильный, у меня красивое стройное тело);

соматическое здоровье здоров, у меня ничего не болит) психическое здоровье (я счастлив, у меня хорошее настроение) нравственное здоровье (я всех люблю и никому не делаю зла).

Сформировать представления и навыки здорового образа жизни невозможно путем простой передачи знаний, а должны быть целая серия познавательного цикла, состоящая из разделов:

"Я - человек" (представление о своем внешнем облике);

"Нас много - мы разные" (понимание эмоционального состояния других людей);

"Моя семья" (представление о себе и своей семье);

"Движение - это жизнь" (пользе физкультуры и закаливания);

"Здоровое питание, полезные витамины";

"Чистота - залог здоровья" (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Из опыта применения здоровьесберегающей технологии Мини – эссе Тема:«Я применяю здоровьесберегающую технологию. Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 15:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...
Сценарий новогоднего утренника «Как то раз под новый год все отправились в поход»...
КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД ВСЕ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД! Дети входят в зал цепочкой, идут в хороводе вокруг елки, останавливаются. Ведущая. Здравствуй,...
Книжка — малышка «Цыпленок». Мастер-класс.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению рукотворной развивающей книжки – малышки с детской сказкой К. И. Чуковского «Цыпленок». Ранее я...