Консультация для воспитателей «Тематика летней природы в детских музыкальных произведениях»

Светлана Авдеева
Консультация для воспитателей «Тематика летней природы в детских музыкальных произведениях»

Впечатления – это сила,

устанавливающая погоду в

духовном мире ребенка, и

потому нужно, чтобы они были

добрыми и возвышающими.

Ш. Амонашвили.

В дошкольных учреждениях получили распространение различные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.

Так, например, М. М. Рубинштейн писал о том, что искусство, в частности музыка, есть необходимое дополнение естества; Д. Б. Кабалевский отмечал, что детей в известном смысле можно уподобить путешественникам, собирающимся в далекий путь. Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что музыка – источник мысли.

Рассматривая музыку в контексте всех средств воспитательного воздействия на детей, можно сделать определенный вывод о том, что музыкальные представления и интеллектуальные способности благоприятнее всего развивать через знакомство дошкольников с природой. Об этом писали В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, В. А. Сухомлинский.

Песни оттуда же,

откуда и цветы.

Н. Бердяев.

Эстетическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Лето для этого – одно из благоприятных времен года. Цветы, травы, насекомые – все привлекает детей.

Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Любуясь природой мы испытываем восхищение, необходимое нам как пища для души, а порой и как лекарство. Восхищение красотой природы делает человека лучше. Научить детей уже в раннем детстве восторженно относиться к природе помогают не только наблюдение и общение с ней, но и игра, творчество, музыка.

Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей.

Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем возрасте.

Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж. Бизе «Детские сцены», симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Люблю русскую природу

Больше всякой другой.

П. И. Чайковский.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

В музыке П. И. Чайковского – душа русской культуры. Поэтому важно почувствовать ее духовные истоки, проникнуться их мудростью и чистотой.

Лирична и душевна музыка П. Чайковского в фортепианном цикле «Времена года». Об удивительно трепетном отношении самого композитора к природе говорит его музыка. В пьесах «Времена года» можно услышать пение птиц, плеск волн, а значит, можно мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков.

Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Небольшие произведения используются целиком. Более объемные – во фрагментах.

Сочетание музыкальной экспрессии с изобразительным (рисунок, пластическим (танцевальная импровизация) и словесным фантазированием детей является условием вхождения и в мир музыкальной гармонии. У ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление полученных впечатлений, и ребенок начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой (см. Приложение 1).

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Доронова Т. Н., Запорожец А. В. и др.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

В летнем репертуаре могут быть песни любого жанра, подходящие по сложности содержания. Наиболее удобны календарные песни.

Календарные – очень древние песни, широко бытовавшие еще в пору язычества. Они были одним из средств общения человека с природой. Силой слова и звука древний человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогала получить хороший урожай. Каждая из таких песен была приурочена к своему времени года,- связана с каким-то земледельческим действом, праздником, обычаем или традицией. Отсюда и название – календарные. В народе же их по-прежнему называют по временам года (летние, осенние) и по праздникам (егорьевские, купальские).

Календарные песни связаны с образами природы. Исполнение этих песен детьми приучает их подмечать красоту и поэзию окружающей природы. Многие календарные песни имеют тексты, по форме и содержанию похожие на детские прибаутки, дразнилки, заклички. А значит, они без каких-либо усилий, легко запоминаются детьми.

Многие хороводные песни содержат пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли, ленок». Другие освещают тему выбора пары – «Ай, во поле липенька», «Как под лесом, под лесочком».

Часто словесное содержание оказывается непонятным.

Знакомство с песней следует предварять рассказом, «рисующим» картины быта, описать обычаи и обряды. Поскольку во многих песнях встречаются символические образы, местные диалекты, что делает сюжет труднообъяснимым, необходимо продумывая предварительную беседу, по возможности осмыслить содержание песни.

Чем отзовутся, например, в душе современного человека такой текст:

Ну-ка, кумушка, мы покумимся,

Ай, люли, люли, мы покумимся…

Песня оказывается нелепой вне контекста обряда кумления, к которому была приурочена и который совершался в весеннее-летний праздник «Семик». Кумление – особая форма посестримства. Покумившиеся девушки становились как бы кровными родственницами, обещали дружить всю жизнь.

У людей «посвященных» эта песня вызывает ассоциации с порой расцвета природы, с праздничными девичьими и женскими сборами, с хождением в луга, в лес, с украшением березки, с душистыми венками на голове, с той красотой, силой и здоровьем, которыми, по преданию, одаривает Природа в эти дни.

Для введения в фольклор чрезвычайно важным является познание его детьми как искусства синкретичного, в единстве слова, музыки и движения. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: «Со вьюном я хожу» и при этом остаются неподвижными.

Приемы свободного движения под музыку, в частности и народной песни, развивают музыкально-творческие способности детей, но не следует забывать о том богатстве и разнообразии пантомимы, хореографии, которые содержит в себе фольклор. Следует помнить, что рисунки движения народных хороводов не просто плод фантазии, они связаны с древнейшей магической символикой, с веками вырабатывавшимися идеалами поведения, осанки, мимики. Движения были таковы, что не мешали пению, не затрудняли дыхания, не утомляли на протяжении длительного времени хороводного гуляния.

Дети любят извлекать, производить громкие звуки, оглашать окрестность свистками, гудением, звонкими ударами. Особенно летом, когда они много времени проводят на улице и когда сама природа подает им «звуковые идеи» и подбрасывает материал для изготовления простейших музыкальных инструментов. В ход идут расщепленные стручки акации, травинка, зажатая и натянутая между большими пальцами рук, крепкая палка, скользящая по штакетнику забора. А если чуть-чуть постараться, можно вырезать свисток из сочного ствола бузины, ольхи или тальника. Это все инструменты-однодневки, но и от них и радость, и прок.

Приложение 1

«Рисуем» музыку[/b]

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты цикла «Времена года» А. Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К. Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского.

Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение – так же, как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная – совсем других изобразительных средств. Возможно в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветочная композиция. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Времена года в цвете и звуке

Это задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Каждый прямоугольник нужно закрасить каким-то одним цветом, более всего подходящим к данному времени года.

Задание можно видоизменить – используя сочетания разных цветов «изобразить» время года. Это могут быть разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.

Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний» и др. напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. При этом можно аккомпанировать себе игрой на детских музыкальных инструментах или использовать звучащие жесты.

Приложение 2

Интегрированное планирование летних народных праздников

Цель:

Познакомить детей с троицко-семицкими обрядами.

Задачи:

• Формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций и общения с природой;

• Дать представление об особенностях древних обрядов (обряд березки, купальские обряды).

Чтение художественной литературы

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова); сказка «Хаврошечка» (обр. А. Толстого); русская народная сказка «Василиса Прекрасная» (обр. А. Афанасьевой); русская народная сказка «Царевна-лягушка» (обр. А. Афанасьевой); А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; П. Ершов «Конек-Горбунок»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Хвосты»; Н. Некрасов «Перед дождем», Как молоком облитые (из стихотворения «Зеленый шум»); А. Фет «Чудная картина»; А. Блок «На лугу»; М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята»; Е. Благинина «Улетают, улетели»; К. Паустовский «Дремучий медведь»; К. Ушинский «Утренние лучи»; Р. Погодин «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи»); Н. Телешов «Крупеничка»; В. Бахревский «Жемчужина окатная»; Г. Скребицкий «Четыре времени года»; Н. Павлова «Земляничка»; Л. Толстой «Девочка и грибы», «Птичка», «Три медведя», «Еж и заяц», «Белка и волк», «Как ходят деревья», «Воробей и ласточки», «Какая бывает роса на траве».

Живопись

В. Васнецов «Гусляры», «Баян»; К. Коровина «Северная идиллия»; Л. Жемчужников «Крестьянин косит хлеб»; А. Венецианов «Гумно. Жнецы»; С. Иванов «Звероловы Древней Руси»; А. Куинжи «Полдень. Стадо коров в Степи»; Г. Мясоедов «Косцы»; М. Нестеров «Лето»; А. Самохвалов «Сенокос»; З. Серебрякова «Крестьяне»; Г. Сорока «Рыбаки»; И. Шишкин «Дорога в лесу», «Пасека в лесу»; С. Щедрин «Доение коровы»; Г. Чернецов «Село»; Б. Грейм «Возвращение жнецов с поля»; Б. Кустодиев «Костер. Ночное»; К. Кольман «Лето» из серии «Вид русской деревни»; А. Куинжи «Березовая роща»; И. Левитан «Тишина», «Сумерки. Луна», «Сумерки. Стога», «Летний вечер», «Вечерний звон», «Деревня», «Туман», «Мостик»; А. Саврасов «Пейзаж с дубами»; Ю. Дудов «Вечерняя зорька»; Н. Дубовский «После грозы»; Н. Ромадин «Лето»; И. Остраухов «Березовая роща».

Восприятие музыки

П. Чайковский «Русская пляска», «Нянина сказка», «Мужик на гармонике играет» из цикла «Детский альбом»; «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва» из цикла «Времена года»; плясовые мелодии на русские народные песни «Заплетайся, плетень», «На горе мы пиво варили»; А. Вивальди «Лето», ор. 8, № 2 (концерт g-moll): «Кукушка», «горлица», «Щегол», «Легкие дуновения», «Разные ветра», «Плач крестьянина», «Мошки и васильки», «Летняя гроза» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков, музыка из оперы «Царская невеста» (хороводная «Яр-хмель»); Р. Щедрин, музыка из балета «Конек-Горбунок»: «Пляс Ивана», «Русская пляска»; В. Кикта «Оранжевый скоморох», «Гусли звончатые», «Гусляр Садко»; С. Майкапар «Пастушок»; С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Ходит месяц над лугами»; Е. Тиличеева «Березка»; А. Гречанинов «В поле»; П. Булахов «Колокольчики мои»; Русские народные песни: «Как Иван да Марья»(купальская, «Во лузях», «Вдоль по травке».

Музыкальное исполнительство

Пение русских народных песен: «Лето рясно в рубахе красной», «Ты коси, моя коса», «Купала, купала», «Ой, жали мы, жали», «Ковано, бушевало колесо» (плясовая). Хороводы, инсценировки: «Ходила младешенька по борочку», «Земелюшка-чернозем», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Голова ль моя, головушка», обр. Н. Римского-Корсакова, «Поет, поет соловушка», обр. Г. Лобачева, «Я на горку шла», «А я по лугу», «Я гнала гусей домой».

Изобразительная деятельность

Изготовление атрибутов для украшения березки (гирлянды, фонарики, бантики, цветы, подарочные коробочки). Рисование праздничной березки, летних пейзажей, создание коллективной работы «Летние игры и забавы». Создание творческих работ на тему «Сказочный цветок папоротника» (рисование, аппликация, оригами). Изготовление декоративного панно «Солнце» или «Солнечный день» (коллаж). Изготовление оберегов: коробочек из бересты; бус из гороха и плотных ягод; кукол «Берегиня» из ниток или соломы.

Развитие речи

Экологические беседы о народных традициях в природе, взаимоотношении человека и естественной природы. Пересказ литературных текстов, рекомендованных для детского чтения. Заучивание наизусть: З. Александрова «Дождик»; Е. Серова «Незабудки», «Ландыши»; И. Токмакова «Рябина», «Осина», «Яблонька», «Ели», «Сосны», «Дуб», «Береза»; В. Жуковский «Птичка»; Л. Квитко «Ручеек»; Е. Благинина «Дождик, дождик». Словарная работа: берег, оберег, Берегиня, амулет, талисман, специфические названия и смысловые значения летних народных праздников.

Физическая культура

Игры-ловишки: «Салки и пятнашки»; «Салки с домом»; «Турецкие салки»; «Салки с пленом»; «Круговые салки»; «Салки в двух кругах». Образные игры: «Хромая ворона»; «Лиса»; «Лягушка»; «Ястреб и птицы»; «Пчелки и ласточки»; «Баба Яга»; «Коршун»; «Жабка»; «Заря-заряница». Сюжетные игры: «Вол и дети»; «У медведя во бору»; «Дедушко-медведушко»; «Гуси-лебеди»; «Охотники и утки». Игры-загадки: «Отгадай, что мы показываем»; «Филин и пташки»; «Иван-косарь и звери». Игры на воде: «Лягушка»; «Медуза»; «Поплаваем».

Праздники (развлечения)

«Семик – девичий праздник», «Троицын день – праздник русской березки»; «Праздник Спаса».

Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст]- М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 144 с.

2. Ашиковы, В. и С. Природа, творчество и красота [Текст]/ В. и С. Ашиковы // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2-8.

3. Вайнфельд, О. Мир любви, Красоты и Надежды [Текст] / О. Вайнфельд // Дошкольное воспитание. 1998. № 3. С. 125-128.

4. Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. Народные праздники в детском саду [Текст] : методическое пособие для педагогов и муз. руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 160 с.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / авт. -сост. Л. С. Кудрина, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб: «Детство-Пресс», 2003.- 400 с.

6. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

7. Морева, Н. А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие для воспитателя и музык. рук. дошк. образоват. учреждения / Н. А. Морева. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2006.-223 с.

8. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музык. руководителей / Г. П. Новикова. - М. : АРКТИ, 2002.- 224 с.

9. Русская природа [Текст, ноты] / авт. -сост. Белоненко Т. В., Литвинова В. П. - Ленинград: Издательство «Музыка», 1980.- 75 с.

10. Спутник учителя музыки [Текст] / сост. Челышева Т. В. - М. : Просвещение, 1993.-240 с.

Публикации по теме:

Документация в ДОУ. О документации детских дошкольных учреждений Министерство народного образования РСФСРИз действующего приказа «О документации детских дошкольных учреждений» 20.09.88 г. Москва № 41. Решение.

Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника. Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника. Воспитание у детей нравственных качеств через развитие.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Тематика летней природы в детских музыкальных произведениях»
Опубликовано: 14 марта 2013 в 15:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...