Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»

Наталия Беляк
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»

«Экологическое воспитание детей»

«Человек стал человеком только тогда, когда

увидел красоту вечерней зари и облачков,

плывущих в голубом небе, услышал пение

соловья и пережил восхищение красотой

пространства. С тех пор мысль и красота

идут рядом, вознося и возвеличивая человека

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно показывает: детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, познавательная активность.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Решая задачи экологического воспитания необходимо сформировать систему знаний о природе. Экологическое воспитание будет успешным тогда, когда будет создана атмосфера, способствующая развитию эмоциональной сферы ребенка. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучей силой для возникновения деятельности.

В работе с детьми по ознакомлению с природой необходимо использовать логические задачи, фенологические и экологические рассказы – загадки.

Речевая логическая задача – рассказ – загадка о природе, ответ на которую может быть получен, если дети усвоили для себя определенные связи и закономерности в природе.

Логические задачи могут быть составлены самим воспитателем. Материал для составления задач можно найти в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа»

Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова.

Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми НОД, экскурсий, наблюдений, прогулок.

Цель этих задач – подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе.

«Логические задачи»

1. Ребята увидели, что кот ест воробья. Одни набросились на кота, хотят его побить, а другим жаль кота, они защищают его. Кто прав?

(При решении этой задачи у детей возникают трудности. Они не знают, кто прав в данной ситуации. Чтобы дети решили эту задачу, воспитатель должен рассказать о том, что домашние кошки обычно вылавливают ослабленных, больных птенцов. Бездомные же кошки вынуждены искать себе пищу, и они забираются в гнезда птиц, в низко повешенные скворечники и поедают птенцов. Необходимо провести беседу о вреде бездомных кошек и собак. Особенно необходимо подчеркнуть, что бездомными кошек и собак часто делают сами люди).

2. Лягушку, ящерицу часто можно встретить в огороде, около жилья человека. К каким животным они относятся – домашним или диким? Докажите правильность своего ответа.

3. «О чем рассказал ежик».

Каждый по – своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве. Зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа – старого ежа, который к осени стал ленивым, неповоротливым, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья да дремлет.

«Что – то ты, еж, совсем разленился?» – спрашивает белка. «Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет».

Рассмеялся еж и что – то тихо сказал белке. Так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

4. «Золотой луг».

«Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой! Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять весь позеленел» Почему луг становился, то золотым, то зеленым?

5. «Ласточка».

Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у нее прутик. Спрятала она его под крышей. Опять улетела. Смотрю, опять что- -то тащит в клюве. Долго так носила она и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки.

Думал я, думал: зачем они ей нужны, да так и ничего и не придумал.

Может быть, вы расскажете, зачем они ей?

6. «Найди ошибку и исправь ее».

Жили – были две бабочки подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветах, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. «Наверное, она заболела, - решила бабочка, - надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу – ка я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке.

(Бабочки не едят мух. Они пьют сладкий сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредны).

7. Гуляя с мамой в парке, Ира увидела, что березка «плачет» - из ранки течет березовый сок. Мама взяла кусочек глины и залепила ранку глиной.

(Сок у березы все равно, что кровь у людей: много потеряет, не поправится).

Фенологические и экологические рассказы – загадки.

Фенологический рассказ приурочен к какому – то определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включено 8 – 10 фенологических ошибок. Задача детей найти эти ошибки во время чтения воспитателем рассказа. Следует приготовить фишки. За правильный ответ ребенок получает такую фишку. В конце подсчитывается количество фишек. Те ошибки, которые дети не заметили, воспитатель объясняет сама.

Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы дети объяснили, почему так не бывает.

Экологические рассказы посвящены поведению детей в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении детей. Но мало указать на ошибки, надо, чтобы ребенок объяснил, почему нельзя так себя вести.

«Зимний день»

(Фенологический рассказ на тему «Зима»)

Отправились ребята в лес. Тихо зимой в лесу, и только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. Это чьи следы возле просеки? «Это, наверно, следы ежа», - сказала Оля. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразил Миша.

Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из – под снега.

Решили отдохнуть под большим дубом. «Что – то не видно белок», - сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Вова. Где – то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков – короедов.

Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую – то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это синичка», - сказала Аня. Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль – лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы им не было голодно зимой.

Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто – то из детей.

Немного усталые, но довольные, ребята отправились домой.

Ошибки:

1. Скворцы – перелетные птицы.

2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку

3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5. Зимой синицы не насиживают яйца.

6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.

«Воскресенье в лесу»

(экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в школе о том, что в выходной поедут в лес. Запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли.

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, поели и пошли дальше. Перед уходом Вова выбросил банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые, голубые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой.

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Вова решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и начал протыкивать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкала молния, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленно мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек дороги проползла змея.

«Это гадюка», - закричал Вова и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказал Миша, это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Вова.

С охапками луговых цветов мы подошли к станции. Весело прошел день!

Ошибки:

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.

4. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

5. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

6. Брать зверят и птенцов из леса в город нельзя: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их вернуть в лес.

7. Не следует что – либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

8. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.

9. Никоим образом нельзя бить змей, даже гадюк.

10. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сломанных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Нужно знакомить детей с нормами поведения в природе:

• В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых;

• Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки;

• Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности;

• Замечай, запоминай, зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой.

Публикации по теме:

Проект «Природа России»Проект «Природа России» Проект для детей 4-5 лет на тему «Природа России». Актуальность. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности 1 слайд Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» 2 слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 26 января 2015 в 15:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД