Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Бордовских Татьяна Анатольевна
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие для полноценного психического, физического и социального развития ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий по музыкальному воспитанию :

«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;

«Музыкальное воспитание» О. Радыновой;

«Праздник каждый день» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;

• Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;

• Программа «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной и Т. Сауко;

Технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей»,

«Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры».

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

I. Валеологические песенки-распевки.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Пальчиковые игры.

IV. Речевые игры.

V. Музыкотерапия.

I. Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

1. «Здравствуйте, ребята»

«Здравствуйте, ребята»«Здравствуйте»

«Доброе утро»«Доброе»

«Я вам очень рада»«Мы тоже рады»

2. «Я пою, хорошо пою»

3. Доброе утро!

Доброе утро! / Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! / Разводят руки в стороны

И сегодня весь день Будет веселее. / Хлопают в ладоши

Мы подгладим лобик, носик и щечки / Движения по тексту

Будем мы красивыми, как в саду цветочки / Постепенно поднимают руки вверх,

Ушки тоже мы потрем /Трут уши

И здоровье сбережем! / Обнимают себя за плечи

Улыбнемся снова / Улыбаются друг другу

Будьте все здоровы! / Хлопают вверху в ладоши

II. Дыхательная гимнастика

Основные задачи:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развивать продолжительный вдох.

В работе с дошкольниками можно использовать несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, которая разработала известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Упражнение «Ладошки»

(по А. Н. Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

На счет «раз – хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох.

Дыхательное упражнение «Весенние листочки»

(по Г. А. Кошелевой)

Дует легкий ветерок

И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок

И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.)

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У. (Пропевание гласных.)

«Подуй на одуванчик»

Дети 3-4 раза дуют на руки - «одуванчики», не раздувая щек.

«Собачка» (закаливание зева)

Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.

III. Пальчиковые игры

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Доказано, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (младшая группа).

Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми – русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

«Песочный домик»

Вот песочница большая / разводят руки в стороны

С крышею в горошек / руки «домиком» над головой

Из песка мы строим дом / стучат кулачком о кулачок

В доме пять окошек / показывают раскрытую ладошку – «пять»

Первое – для зайчика / загибают по очереди пальчики

Второе – для совочка (щеночка)

В третьем куколка стоит

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой

Только кошке места мало /грозят пальчиком

Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко / Делают пальцами обеих рук «окошко».

По дорожке ходит кошка / «Бегают» указательным и средним

пальцами правой по левой руке

С такими усами! / Показывают «длинные усы»

С такими глазами! / Показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет. / «Зовут» правой рукой.

Нас гулять скорей зовет!

«Дружба»

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

IV. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.

По методике К. Орфа речевые игры, сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов) и они прекрасно развивают чувство ритма.

«Листопад»

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

V. Музыкотерапия

Музыкотерапия – это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:

И. С. Бах «Шутка»

Д. Кабалевский «Клоуны»

И. Штраус «Полька «Трик-трак»

В. А. Моцарт «Турецкое рондо»

Детские песни: «Настоящий друг» Б. Савельев

«Всё мы делим пополам» Шаинского.

Музыка для пробуждения :

Э. Григ «Утро»,

К. Сен-Санс «Аквариум»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

Колыбельные:

Н. Римский – Корсаков «Море».

К. Сен-Санс «Лебедь»,

Русские народные колыбельные песни.

Музыка для релаксации :

Т. Альбиони «Адажио»,

Э. Григ «Песня Сольвейг»

С. Прокофьев «Утро», «Вечер»

К. Дебюсси «Лунный свет»

Шуман «Грёзы»

Вывод

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются :

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

- повышение уровня речевого развития,

- снижение уровня заболеваемости,

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Литература:

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" Москва, ТЦ "Сфера", 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения» Консультация для воспитателей "Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения"1. Валеологическая распевка "Горка": Раз, два, три. четыре,.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 23:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД