МААМ-картинки

Консультация «Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста»

Елена Трунова
Консультация «Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Ранний дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т. д.) и должны стать опорой воспитателя. Основные моральные качества формируются в эти годы : добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения. Тот моральный опыт, который они накопят ляжет в основу их дальнейшего нравственного развития. Педагогическое воздействие детского сада и семьи является основным успешным условием для решения этого вопроса. Нравственное воспитание осуществляется в бытовой повседневной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности, в игре.

Публикация «Консультация „Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитание в игре

Рассмотрим воспитание в игре. В жизни детей раннего возраста большое место занимают разнообразные игры: сюжетные, а затем и сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, игры с песком и водой.

В игре с сюжетными игрушками дети этого возраста передают отдельные действия, подражая близким людям - маме, папе, бабушке. Подражая взрослым, ребенок строит свои отношения с окружающими. Малыши очень любят, играя с куклами, изображать кормление ребенка, укладывание его спать. На этом этапе развития игры важно обучать детей действиям с игрушкой (особенно с куклой). Постоянно целенаправленно, систематически давая малышам определенные представления о том, что делают взрослые, расширяя круг игровых действий мы подводим постепенно их к сюжетно - ролевой игре. В процессе игры они изображают взаимоотношения людей. Первое представление о взаимоотношениях людей дети получают, наблюдая общение взрослых. Поведение взрослого, его отношение к поступкам и действиям малыша становится эталоном, программой поведения. Содержание игры имеет важное значение в нравственном воспитании детей, так как в хорошей игре имеются большие возможности для упражнения в положительных взаимоотношениях, формировании гуманных чувств, необходимых нравственных качеств. Воспитатель широко использует игровые ситуации, развивающие у ребенка навыки взаимоотношений: умение подождать, когда хочется получить игрушку, а с нею играет другой ребенок; уступить место… Нельзя допускать, чтобы ребенок отнимал у сверстника игрушку, сердился на него… Воспитатель учит отличать хорошее от плохого. Важно, чтобы малыш испытывал максимум положительных эмоций. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются душевные качества. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становится активным, готов выполнять трудовые поручения, помогая взрослым. Важно правильно оценить душевное состояние ребенка, разделить его радость. У детей этого возраста велика потребность в ласке, внимании взрослого. Детей необходимо чаще подбадривать, хвалить, т. е. давать им возможность утвердиться в правильности тех или иных поступков. От того, какими представлениями и умениями ребенок будет располагать, какой накопит эмоциональный опыт, будет зависеть и его совместная игра со сверстниками: чем больше он знает и умеет, тем интереснее проходит и совместная игра. Совместные игры, организуемые воспитателем, особенно сближают детей. Игровое общение со взрослым активно способствует освоению малышом нравственного опыта. Педагог своим примером способствует воспитанию у детей положительного отношения к животным, растениям. Например, давая кошке молоко, корм птицам, он объясняет свои действия, их направленность, дает им оценку. Вызывая добрые чувства, желание помочь, педагог может использовать игрушечных животных. Например, гладя упавшую плюшевую собачку, он предлагает детям пожалеть ее, поднять, погладить, сказать ласковые слова. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. «Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же». В одних случаях воспитатель опирается на возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, в других- побуждает к сочувствию, в-третьих - радуется вместе с ним правильному поступку.

Воспитание в бытовой деятельности

Нравственное воспитание осуществляется и в бытовой деятельности. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Большая часть времени в соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с удовлетворением жизненных потребностей малышей. Повседневные действия, которые многократно совершают дети умываясь, одеваясь, понятны им, доступны для выполнения. Они позволяют сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки, которые оказываются важными в воспитании навыков культуры поведения, самостоятельности. Приобретая самостоятельность ребенок уже не только может обслужить себя, но и поддерживать порядок в окружающей обстановке (убрать на место игрушки, книги, выполнять ряд правил не прибегая к помощи взрослого). Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. В раннем возрасте очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Они особенно нуждаются в индивидуальном внимании, ласке воспитателя. Только заботливое отношение к каждому ребенку помогает вернуть положительное эмоциональное состояние. Воспитание гигиенических навыков и культурного поведения так же предусматривает обучение каждого ребенка в отдельности. Важно научить элементарным формам культурного поведения, положительным взаимоотношениям. Прежде всего стараться объяснить необходимость вести: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не задерживаться по долгу у крана. Нормы поведения раскрываются на конкретных фактах: «Надя, отойди от Саши, не стой так близко около него, ты мешаешь ему.» Очень важно обращать внимание на правильные поступки, поощрять, вызывать желание соблюдать установленные правила поведения, взаимоотношения со сверстниками. В одевании и раздевании дети проявляют первоначально беспомощность. Прежде чем приучать к самостоятельности необходимо учить детей одеваться и раздеваться соблюдая определенную последовательность. Объясняя, как делать, что в первую очередь снять или надеть, куда положить. Нужно стараться побуждать детей активно участвовать в одевании и раздевании. Ребенок смотрит, слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый начинает просить их помочь друг другу, например, расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки. Малыши легче выполняют необходимые правила, когда у них жизнерадостное настроение.

К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так у малышей взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, убирать на место игрушки.

В этот период малыши активно овладевают речью. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники раннего возраста должны усвоить, что нужно дружно играть, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь книжки, аккуратно обращаться с ними. Они начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им было хорошо в детском саду, что к труду взрослых нужно относиться уважительно. Формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Прежде всего нужно позаботится о таких задатках качеств, как: доброта, отзывчивость, трудолюбие, смелость, общительность и т. д. И конечно элементарные представления о своём родном доме, улицы, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.

Первые шаги очень трудны, но воспитатель может помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей. А более всего созвучен детской душе язык поэтических образов, которыми богат русский фольклор.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание дошкольника Нравственное воспитание детей дошкольников. Нравственное воспитание целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 11:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД