Получи документы

Консультация «Игры и упражнения для развития внимания и памяти у старших дошкольников»

Наталья Елтанская
Консультация «Игры и упражнения для развития внимания и памяти у старших дошкольников»

Консультация "Игры и упражнения эффективно развивающие внимание и память у старших дошкольников"

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад № 98 г. Липецк

Елтанская Н. П.

I. Особенности развития памяти

Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий интеллектуальных способностей.

Выделяют несколько видов памяти :

1) Наглядно-образная, которая позволяет запоминать лица, звуки, цвета.

Публикация «Консультация „Игры и упражнения для развития внимания и памяти у старших дошкольников“» размещена в разделах

2) Словесно-логическая, помогающая запоминать схемы, формулы …

3) Эмоциональная, при которой лучше сохраняются пережитые чувства

В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того, память бывает : зрительная и слуховая. Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности.

У дошкольников преобладает образная, эмоциональная и двигательная память. Словесно-логическая память развита слабо. К шести годам в психике ребенка развивается произвольная память. Произвольная память наблюдается, когда человек прилагает усилия для запоминания; т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели. Задача взрослых ускорить развитие этих видов памяти. Чтобы развить память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировки памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал.

II. Особенности развития внимания

Внимание очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ее качественное выполнение. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Это связано с усвоением средств управления им.

Развитию внимания в старшем дошкольном возрасте способствует возникновение новых интересов, расширение кругозора, овладение новыми видами деятельности. Так, переход к более сложным видам игровой деятельности, к выполнению простейших трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива, содействует развитию произвольного внимания.

Существует слуховое и зрительное внимание. Например, когда взрослый учит ребенка, переходя дорогу, посмотреть по сторонам – он тренирует зрительное внимание. А когда учит различать голоса птиц – развивает слуховое внимание.

III. Игровые упражнения и игры на развитие внимания и памяти

Для формирования различных психических процессов, а именно внимания и памяти, используют разные игровые упражнения и игры. Так как в отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования в данном возрасте. Игра – это способ донести до ребенка необходимую информацию.

Условно игры можно разделить на 4 группы:

1) Игры в которых используется печатный материал (развитие внимания)

«Найди отличия между двумя картинками»

«Упражнение лабиринт»

«Найди одинаковые фигуры»

Цель: развитие усидчивости, внимания.

Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, на котором из всех фигур есть 2 одинаковые. Ребенку нужно внимательно рассмотреть рисунок и найти их.

2) с предметами (игрушки, фигурки и прочее) развитие внимания

«Найди игрушку».

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

Описание. Педагог описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Максим задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Милана задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Арина отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

«Чего не хватает?» (развитие внимания)

Цель: увеличение концентрации, объема и распределения внимания и развитие памяти.

Оборудование: любые игрушки.

Ход. Игрушки выставляются перед детьми и привлекают внимание к каждой игрушки. Закрываются ширмой и убирается 1 или 2 игрушки. После чего ширма убирается и предлагается определить какая игрушка исчезла. Игру можно повторять несколько раз.

3) Подвижные игры (развитие внимания)

«Кто за кем стоит»

Цель: упражнять в развитии объема и распределения внимания.

Ход: детям в количестве от 4 до 5 предлагается выстроится в шеренгу, другому предлагается быть водящим. Он запоминает детей кто за кем стоит и отвернуться, в это время дети меняются местами. Ведущий поворачивается и говорит, что изменилось. Игру можно повторять несколько раз, меняя ведущего.

Игровое упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

4) Звуковые игры (развитие внимания)

«Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры : барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.

«Узнай по голосу».

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

5) Игры на развитие памяти

«Игра в слова»

Записать десять пар слов, которые связаны смыслом. Далее прочитать пары слов ребенку три раза. Слова произносить с интонацией и эмоционально. При произношении первых слов ребенок называет пару к каждому слову.

«Расскажи историю»

Показать ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После этого ребенку предстоит рассказать кратко то, что он увидел.

«Мультфильм»

У каждого ребенка есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит мультфильм еще раз. После просмотра включить мультфильм без звука и попросить озвучить.

«Где спрятана игрушка?» (зрительная память и внимание)

Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.

Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.

Хорд игры : в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время,

б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,

в) заменить игрушки.

Упражнение «Запомни рисунки» (зрительная память)

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры : ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

«Что изменилось?» (зрительная память и внимание)

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Упражнение «Запомни картинки» (зрительная память и внимание)

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.

Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?

Упражнение «Рисуем по памяти узоры» (зрительная память)

Цель: развивать зрительную память, развитие мелкой моторики.

Ход игры : на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти.

Упражнение «Нарисуй, по памяти картинку» (зрительная память и внимание)

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: предложите ребенку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.

Упражнение «Расставь точки» (зрительная память и внимание)

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры : покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.

Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.

Упражнение «Повтори слова» (слуховое внимание)

Цель: развивать слуховое внимание.

Ребенку зачитывается 10 слов. После чего ему нужно повторить услышанные слова как можно точнее.

Упражнение «Слушаем и рисуем» (слуховая память и внимание)

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Упражнение «Кто больше запомнит» («Снежный ком») слуховое внимание и кратковременная память

Цель: развитие слухового внимания и слуховой кратковременной памяти.

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Дидактическая игра-пособие для развития внимания и зрительной памяти «Найди отличия» для старших дошкольниковДидактическая игра-пособие для развития внимания и зрительной памяти «Найди отличия» для старших дошкольников Цель: Изготовление дидактической игры-пособия своими руками на заданную тему. Оборудование и материалы: сюжетная картинка, предметные картинки.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игры и упражнения для развития внимания и памяти у старших дошкольников»
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 12:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД