Лучший педагог года

Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»

Галина Чекряк
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»

Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Активное использование народного искусства для развития детского творчества играет особую роль в эстетическом воспитании детей. В процессе знакомства с народным орнаментом дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства имеют изделия народных мастеров. Они близки и понятны детям. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, приёмов, сюжетов, коллективный характер творчества, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Использование народного орнамента в образовательной деятельности „Художественное творчество“» размещена в разделах

В настоящее время народное искусство широко используется в художественном воспитании детей. Художественно - творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, потому, что мероприятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это значит, что, развивая интерес к изобразительной деятельности по знакомству с народным орнаментом, следует придерживаться личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность.

Из многочисленных образцов народного искусства, при работе с детьми в художественной деятельности, отобрала элементы растительного и геометрического орнамента.

Геометрический орнамент : предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие, так и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги, включая их в содержание узоров. В старшей группе дети закрепляют полученные знания и умения, создавая более сложные геометрические народные орнаменты и их узорные композиции на силуэтах предметов народного быта. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты предметов народного быта : платков, фартуков, головных уборов, русской печки и мн. др. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений.

Растительные узоры в орнаменте : служат средством художественного убранства таких предметов как подносы, вазы, обувь, дорожки. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.

Художественная деятельность по мотивам народного орнамента, при воспроизведении детьми дошкольного возраста, положительно воздействует на развитие художественных способностей детей, воспитывает интерес у детей к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в аппликации, по-своему отображать уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественной деятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей :

- изучение теоретических вопросов и ознакомление с народными аппликативными образцами;

- отбор материала по орнаментальному искусству;

- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для образовательной деятельности;

- выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков по художественному творчеству в других видах и формах деятельности.

Начинать работу следует с изучения ознакомления с особенностями украшения народных изделий, формой и материалами, из которых они изготовлены. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приёмы варьирования элементов украшения. Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра различных сюжетов (слайдов, картинок). В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни русского народа, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Всё это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов русского быта, одежды, обуви, головных уборов.

При планировании работы с детьми, по ознакомлению с русским народным орнаментом через аппликацию, необходимо учитывать программные требования и уровень подготовленности детей.

Публикации по теме:

«Использование занимательной математики в НОД и свободной деятельности». Консультация для педагогов Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль Каждый дошкольник- маленький.

Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОУ Уткина Галина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь Чувашской Республики Современное.

Консультация для воспитателей «Использование сказки в учебно-развивающей деятельности» К пяти годам ребёнок знает уже достаточно много сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком.

«Петя-петушок». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) во второй младшей группе. Тема:.

Конспект НОД по аппликации «Открытка маме»Конспект НОД по аппликации «Открытка маме» Цель:вызвать у детей эмоциональный отклик на аппликацию,формировать доброе отношение к детям. Задачи: 1. Воспитывать у детей аккуратность.

Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе. Аппликация «Снегирь» Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе. Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Консультация «Влияние народного искусства на детское творчество» Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми,.

Методические рекомендации по использованию устного народного творчества в образовательной деятельности с детьми Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

НОД с детьми старшей группы в образовательной области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» Программное содержание. Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»
Опубликовано: 31 января 2016 в 12:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД