Папки-передвижки

Консультация «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»

Оксана Конькова
Консультация «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Публикация «Консультация „Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И зарисовывается обязательно цветным изображение. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи, и используются с целью :

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании и загадывании загадок;

- При пересказе текстов;

- При составлении описательных рассказов.

Где мы можем встретить элементы мнемотехники в стенах детского сада? Конечно в «говорящей среде». С помощью простых обозначений мы помогаем ребенку говорить с окружающим миром. Выражать своё мнение, сообщать о своих желаниях, делиться эмоциями.

Большую часть своего времени дети проводят в стенах детского сада. Поэтому здесь необходимо создать благоприятный микроклимат и специальные условия для комфортного пребывания каждого ребенка. Пространство группы наполнено пособиями, игрушками, оборудованием и другими игровым и коррекционным материалами.

«Говорящая среда» –это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.

Именно с помощью технологии «говорящей среды» мы можем сформировать в ребенке собственную позицию.

Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.

Давайте вспомним, где мы встречаем мнемоквадраты в «говорящей среде»? Правильно в обозначениях центров, контейнеров с игрушками, и т. д.

А где используются мнемотаблицы? Верно в схемах – алгоритмах в центрах познавательной деятельности, изо-деятельности и. т. д. Т. е. именно с помощью обозначений мы сообщаем о чем-то, передаем опыт, делимся мыслями и чувствами.

Предлагаю вам посмотреть, где ещё можно применить приемы мнемотехники в вашей группе, а на следующей встрече поделиться с нами своим опытом.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 10:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД