Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Необходимость ранней профилактики появления кризисных семей»

Таcлима Садыкова
Консультация для педагогов «Необходимость ранней профилактики появления кризисных семей»

Развитие в России принципиально новой системы социального обеспечения семьи, детей и молодежи потребовало обоснования, управленческого и технологического обеспечения новых подходов к решению проблем наиболее социально незащищенных россиян, оказанию целенаправленной помощи социальным группам, семьям, отдельным гражданам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Развитие гражданского общества в России, выступающее как стратегическая цель происходящих изменений, обусловливает преобразование системы социальных институтов, одним из которых является семья. В немалой степени это касается молодой семьи, которая является неустойчивым социальным субъектом. Она осуществляет свою жизнедеятельность в изменчивой социальной среде, оказывающей по большей части негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

Публикация «Консультация для педагогов „Необходимость ранней профилактики появления кризисных семей“» размещена в разделах

По официальным оценкам, в российских семьях отмечаются многие негативные явления, которые так или иначе обусловлены кризисными явлениями в них (разводы, социальное сиротство, безнадзорность детей).

В современных условиях российское государство и общество призвано объединять усилия всех социальных субъектов, способных содействовать укреплению семьи, способствовать формированию здоровых и социально активных поколений молодежи. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, социализированности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

В Законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделены основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, социализированность, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Мы задались вопросом: «КАК педагоги будут формировать социализированность воспитанников?». Мы обратились к профессору Молчанову С. Г. с просьбой рекомендовать инструментальное обеспечение для ответа на этот вопрос. Из консультаций нам стало понятно, что социализированность – это освоение позитивных социальных компетенций, накопленных в общественно-историческом, социальном опыте человечества. Также и послания Президента РФ от «12.12.12» и «12.12.13» - ориентируют педагогов на преодоление «ценностного» и «демографического» «кризисов» : значит обновленная в соответствии с условиями новых ФГОС «воспитательная формула социализированности» должна, учитывая это, отвечать на вопросы: «Что воспитывать?»; «Как воспитывать?» и «Какова социализованность?».

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально – психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Воспитателям и психологам ДОУ приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Общественное мнение, СМИ и многие отечественные исследователи отмечают рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России.

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д. ;

Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами района. Мы понимаем, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и ДОУ и прилагаем для этого все силы. Немаловажную роль в организации этого процесса играет психолог, который всегда стремится прийти на помощь, так как перед ним стоит главная задача защитить права, здоровье и интересы ребенка.

Можно выделить причины существующих проблем «кризисных семей» :

- занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями. Иногда работают на нескольких работах.

- часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов ДОУ.

- родители, ведущие аморальный образ жизни и отклоняющиеся от воспитания своих детей.

В связи с этим в таких семьях отсутствует должный контроль за воспитанием и поведением ребенка в ДОУ и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и ДОУ к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Таким образом педагогический коллектив нашего ДОУ считает необходимым проводить раннюю профилактику с семьями группы риска.

Основные направления реализации программы профилактики :

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции:

- профессионализация социально-профилактической и преветивной деятельности, введение и подготовка кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитологов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, работе с семьей;

- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Российская система защиты детства переживает период активной модернизации. Улучшение положения детей признается одной из основных стратегических задач государства. Построение современной системы защиты детства в России – сложный и многогранный процесс, требующий межведомственного и междисциплинарного подхода. Сегодня в него вовлечены законодательные и исполнительные органы власти, государственные учреждения, российские общественные институты, международные организации, научное сообщество. Они занимаются разными аспектами проблемы, предлагают новые подходы, но едва ли не в один голос говорят о том, что «центр тяжести» новой системы защиты детства должен приходиться на профилактику кризисных ситуаций.

Необходимо создавать качественные системы оказания своевременной профилактической поддержки, предупреждения семейного неблагополучия и полноценной реабилитации пострадавших. Ведь именно в семье закладываются азы отношения к детям. Борьба с преступлениями, затрагивающими интересы детей, должна носить системный характер и быть частью законодательства. Раннее выявление кризиса и своевременная помощь помогают экономить государственные средства. Если затраты идут на профилактические услуги, то не приходится тратить огромные деньги на содержание и обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому Региональные исследования показывают, что эффективные затраты на раннее выявление семейного кризиса окупаются в течение пяти-восьми лет. Это очень важно, поскольку именно жестокое обращение, сопутствующее семейному неблагополучию, является первопричиной многих негативных социальных явлений в жизни ребенка и взрослых членов семьи, коренной причиной беспризорности и безнадзорности, правонарушений и социального сиротства. Опыт показывает: когда семье своевременно – то есть на ранней стадии кризиса – оказана помощь, дальнейшее нарушение прав ребенка, лишение родителей прав и социальное сиротство можно предотвратить.

Именно поэтому раннее выявление кризиса и своевременная помощь помогают экономить государственные средства. Если средства в системе социальной защиты детства идут в основном на содержание детей в стационарных учреждениях, это связано в первую очередь с тем, что не практикуется раннее выявление семейного кризиса. Когда дети попадают в поле зрения государства, ему ничего не остается, как только взять на себя функции опекуна и попечителя.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методика профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 106 «Забава» Консультация для педагогов: «Методика профилактики плоскостопия у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Упражнения для профилактики плоскостопия у младших дошкольников» «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК…» (упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия)Упражнение 1. Начните рассказывать малышу историю о том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Необходимость ранней профилактики появления кризисных семей»
Опубликовано: 14 июня 2015 в 09:18
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД