Ознакомление детей со слоговым строением слова

Татьяна Колотилина
Ознакомление детей со слоговым строением слова

Ознакомление детей со слоговым строением слова начинается в старшей группе. В течение учебного года нужно научить детей:

1. Хорошо слышать слоги в слове

2. Делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми прямыми слогами, произносить каждую часть слова.

3. Составлять слова из заданных слогов.

4 Самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов в слова трехсложные.

5. Умение слышать и выделять ударный слог.

На первый взгляд кажется, что процесс овладевания ребенком слоговым значением слова несложен. Уже четырехлетние дети справляются с такими заданиями, как ритмически напевным произнесением гласных, называние первой части слова и др. Пятилетние дети наращивают слова путем прибавления слогов (кот-котик - котенок - котофей, определяют количество слогов и последовательное их расположение, находят слово по его первой части. (Например: «назовите слово, первая часть которого начинается на СА - сани, Саша, сахар, сапоги»)

Но кажущаяся легкость овладения слоговым членением слов на самом деле ошибочно. Дело осложняется тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописания безударных гласных, а так же для усвоения орфоэпических норм).

Слышать ударный слог необходимо детям и для правильного понимания и произношения тех слов, которые различаются только ударением (полки-полки, стрелки- стрелки, что повышает общую культуру устной речи.

Последовательность работы по членению слов на слоги.

В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Нужно создать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша!» «Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва>) Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям

Интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова»: детям рассказывается эпизод сказки - «О приключениях трех богатырей», «Гуси-лебеди», где для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям, например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать

братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за - мок по частям, ворота сразу и открылись.

Сразу вслед за произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две, какая первая, какая вторая. При этом опираемся не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, сколько в нем частей, а так же тактильно - мышечные ощущения (предлагается детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок; сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной небольшой вертикальной черточкой. Воспитатель ведет указкой по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

Детям показывают две картинки с изображением лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся (хором и индивидуально) по частям, анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделенных на две части).

На прогулке взрослый предлагает описать состояние ветра в момент наблюдения, но сообщает, что сказать об этом нужно словами, состоящими из двух частей. Поощряются ответы детей: «Ветер веет, рыщет, свистит, гудит, дует». Кому-то поручается отхлопать в ладоши (столько раз, сколько частей в названном слове, подпрыгнуть на одном месте; прошагать, начертить палочкой соответствующее количество квадратиков. Можно разделить детей на две группы и устроить соревнования «Кто быстрее увидит и назовет пять слов - названий предметов, находящихся вокруг веранды?» Слова должны состоять из двух частей и произносить их нужно по частям. Дети называют: трава, цветы, песок, забор, птица и др. Отличают победителей.

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на, и только потом слова односложные (сыр, дом, поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.

Слова, состоящие из трех частей, дети называют словами длинными, а из одной части короткими. Важно обратить внимание детей на то, что части слова, как и звуки, располагаются в слове последовательно друг за другом.

Не нужно спешить анализировать новые слова Разные задания с одним и тем же словом заставляют детей лучше осознать строение слова, понять его состав, думать над разными вариантами изменений слова, искать что-то новое в одном и том же слове.

Большую помощь детям в усвоении знаний о слоговом составе слова оказывает пособие «слоговая линейка». У воспитателя большая демонстрационная слоговая линейка, у детей - маленькие индивидуальные.

Слоговая линейка дает возможность каждому ребенку самостоятельно производить разные действия с указанными словами: преобразовывать короткие в длинные, узнавать «спрятанные» слова представлять сам процесс деления на слоги.

1.«Слова, рифмы, звуки»

2.«Найди слог»

3.«Разноцветные листочки»

4.«Пирамида»

5.«Какое это имя»

6.«Найди по схеме» и другие.

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова; самостоятельные действия детей со словами; речевая игра «живые слоги»; произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное, установление их последовательности, соотношение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (использование игрушки, картинки, по словесным заданиям) например: детям показывают картинку, игрушку, где нарисован кот. Кто здесь изображен? Назовите слова из двух частей (котик, киса, кошка). Есть такая потешка: «Котя, котенька, коток, котя - серенький лобок». Какая первая часть в слове котя, какая вторая? Нарисуйте на листках бумаги квадраты для первой и второй части (называется графический прием, такой прием, как дополнение слога до полного слова. Какое это слово, если первая часть его ка?- каша, камыш (здесь начало слова, т. е. «Доскажи словечко», «Какой слог потерялся?» (конец., упражнение «Найди одинаковые части» (Костя пришел в костюме, Павел пришел в пальто)

Подбор слов с заданным слогом (ла, ли, лу)

Превращения коротких слов в длинные и наоборот (лис, лиса, лисица). Можно использовать намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправлении ошибок детьми.

Перестановка слогов в слове: мышка-камыш, банка-кабан. Это игры «Фокус», «Перевертыши». Такие игровые приемы: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два, три слога?», загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить?»- Медведь учит мишутку произносить слова по частям; «Магазин игрушек»- продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное»-дети называют слова, обозначающие разные предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в домике будет жить?» и Др.

Знакомим детей с такими понятиями, как начало и конец слова. Делается это так: на бумажной полоске большого размера демонстрируется протяженность слова, воспитатель ведет указкой по полоске слева направо (несколько раз). Какой слог слышали в начале слова? Какой в конце слова? Объясняю детям: «Слово слагается из нескольких частей, поэтому часть слова называется «слог». Соединим одну часть слова (Ма) с другой (ша) и получится (Маша)

Дружат гласные с согласной

Составляя вместе слог,

Ма и ша (запомни, Маша)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква

Со и ва, читай сова.

Произносится с большой силой голоса, протяжно, что лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Обращается внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава ставится знак ударения. - Какая черточка над первой частью (какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?- «Первая»- значит, на нее падает ударение, а палочка сверху обозначает, что это слог ударный.)

Используется прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению (Миш-ка, Миш-ка, Миш-ка, мА-ши-на, мА-ши-на, мА-ши-на). Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Делается вывод, что в слове только одно ударение; очень важно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.

Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названии которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

Публикации по теме:

Игровое пособие «Грамотейка»Игровое пособие «Грамотейка» КОПИЛКА ИДЕЙ Развивающая игра «Волшебные часики «Грамотейка» Задачи: - закрепление навыка чтения слогов; - составления слов из заданных.

Пособие по развитию речи «Тучка и зонтик»Пособие по развитию речи «Тучка и зонтик» Работая в логопедической группе, выполняя задания логопеда в вечернее время я сделала пособие для закрепления умения детей делить слова.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Ознакомление детей со слоговым строением слова
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 11:55
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...