Лучший педагог года

Консультация «Песочная терапия»

Наталья Обухова
Консультация «Песочная терапия»

Что нужно для игры в песок?

А нужно в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропало.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор.

Возьмём в игру подобно Богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Дмитрий Фролов

Что такое песочная терапия?

Публикация «Консультация „Песочная терапия“» размещена в разделах

Песочная терапия – одна из разновидностей артерапии, который стоится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния.

Несознательная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внешнего мира во внешний и делает зримым» Дора Кальф.

История возникновения

Корни пескотерапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу.

Воспитывая своих сыновей он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов. Чтобы выразить свои чувства.

Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - словарь не достающих в языке слов. По следам детских игр – вышла его книга «Игры на полу». Идею подхватил педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своём кабинете.

Техника,создания, по сути перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинете юнгианских аналитиков.

Песочная терапия продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить не выразимое.

Песочная терапия в России.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно не давно.

Её применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии. Пробудили собственные креактивные силы русских психологов и педагогов Прежде всего песочная терапия в России использовалась, как дополнительный инструмент, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм.

Основная цель песочной терапии :

Достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.

Включение этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия Эго с глубинным источникам- психологической жизни целостным Я. В результате происходит значительное усиление способности человека самодетерминации и саморазвития.

Пескотерапия используется в следующих способах

Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребёнка посредством глубокой возрастной регрессии;

Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного,его включение в сознание;

Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных слоёв психики;

Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики,выведение их из глубины бессознательного и интеграция сознание.

Формы песочной терапии

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного случая специфическими задачами и её продолжительностью и могут применяться:

С целью диагностики;

С целью оказания первичной психологической помощи;

В процессе краткосрочной психотерапии;

В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия

Возможности пескотерапии заключается в гармонизации и упоряточнение внутреннего состояния клиента посредством включения нескольких механизмов.

Проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне.

Проживание негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения.

Изменение к самому себе, к своему прошлому, настоящему, будущему, к значимым событиям.

Укрепление (пробуждение) доверие к миру, развитие новых открытых продуктивных отношений.

С помощью игры и песка люди проникают в глубину своего сознания.

Песочная терапия успешно используется в: Трудности в общении; Взаимоотношение детей и родителей;Кризисные ситуации (развод, переезд);Психологические травмы;Расстройства настроения;Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;Проблема поведения (агрессия)

Противопоказания к использования пескотерапии :Аллергия на пыль;Нарушение кожных покровов рук. -негативная установка по отношение к песку.

Оснащение кабинета песочной терапии.

Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером(49,5x72,5x7см, часто используются другие пропорции 50 x70x8см или 49x70x10см). Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные её фрагменты. Один из подносов используется для сухого, а другой для мокрого песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашена в голубой цвет символизирующий воду и бессознательное,снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Но цвета бортов можно иногда изменять добавляя технику цветотерапии.

А так же для песка используются круглые ёмкости. Песок занимает примерно одну треть объёма ящика, он должен быть чистым просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и,желательно достаточно свтлым. Важно чтобы он был приятен на ощупь. В закрытых домашних условиях песок нужно раз в месяц просеивать и прогревать.

2 Технические устройства

Фотоаппарат и набор фотоплёнок

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа. персонажи сказок легенд мифов, боги и богини разных народов, колдуны ведьмы и прочие.

Животные (наземные, летающие, водные обитатели,как дикие так и домашние, а так же вымершие доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и пегас)

Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота,здания имеющие специальное предназначения (вокзалы, больницы, школы,храмы различных религий.

Продукты питания, домашняя утварь,орудия труда.

Деревья, цветы, кусты и другие растения.

Природные материалы камешки,мох, кора деревьев,ракушки, пёрышки, сухие ветки,засушенные цветы.

Небесные объекты (солнце, луна,звёзды,радуга и прочие).

Транспортные средства (воздушные,наземные, подводные)

Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

Монеты,пуговицы,ювелирные изделия,нитки, кусочки кожи и меха.

Миниатюрные музыкальные инструменты

Миниатюрные часы, весы, маятник.

Ритуальные предметы

«Мультяшные» персанажи

Материалы песочной терапии

Используются две группы материалов.

К 1 группе относится песок и вода. Ко 2 группе материалов относится различные предметы, используемые в песочной терапии все они обладают определённым содержанием, делятся на разные группы и вызывают у клиента различные реакции

Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии : металл, камень, стекло и кристаллы,минералы,дерево,раковины,кости,перья,пласмасса.

Основные принципы игр на песке:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно.

Интерактивный театр

Ключевая идея интерактивного театра-активное взаимодействие со зрителем, с его внутренним миром. А так же гармонизация психоэмоционального состояния зрителя. Для этого используется техника пескотерапии.

Зрители имеют собственные малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры,используя миниатюрные фигурки и природные материалы.

Таким образом интерактивный театр даёт возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их, что-то изменяя в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса,гармонизируя внутренние переживания.

Личность терапевта

На песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента, поэтому необходимо «присоединившись» к клиенту следовать за ним, доверяя собственной личности и профессиональной интуиции.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» .

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Конспект занятия психолога «Путешествие в Казахстан» (песочная терапия) «День толерантности" Путешествие в Казахстан. Знакомство с другими национальностями и их традициями. Цель: - Воспитание толерантного отношения.

Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Уважаемые коллеги! - Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель.

Песочная терапияПесочная терапия В работе с детьми с ОВЗ я использую песочную терапию. Игры с песком помогают детям преодолеть свои страхи, раскрепоститься, пропадает чувство.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапия (мастер-класс) Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Занятие в средней группе. Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Тема: Песочная терапия «Путешествие Золотой рыбки» Коррекционно – развивающее занятие – игры с песком с детьми с несформированной коммуникативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Песочная терапия»
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 21:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД