МААМ-картинки

«День, прожитый в рифму». Речевые игры

Вероника Музыченко
«День, прожитый в рифму». Речевые игры

1. Предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным.

Итак, что же такое «речевая игра»? это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.

Публикация «„День, прожитый в рифму“, Речевые игры» размещена в разделах

Придумывая вместе с ребёнком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы привлекаем им интерес к художественному слову, желание рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки.

Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно-богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ребёнок, играя вместе с вами и выступая в разных ролях - избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Как играть в речевые игры

Принцип речевой игры прост : о чём говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте названия, например: «домик», «дерево». Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.

Доказано. Что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.

2. Практическая часть (картотека игр)

К № 1 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ

Паучок.

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

(правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.)

С крестиком на спинке.

(указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.)

Свил уютный гамачок,

(пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.)

Сам – в сторонку

(пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.)

И молчок…

(правый указательный палец приложить к губам.)

Деревушка.

Два домишки,

(выставить два кулачка перед собой.)

Два дымишки,

(поднять большие пальцы)

У крыльца

(правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони)

Два деревца.

(поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы)

А глаза на озерца.

(«нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости)

Посерёдочке,

(сложить ладони вместе.)

Кто-то в лодочке,

Кто-то в лодочке.

(сложить ладони «лодочкой», покачать.)

К № 2 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.

Замочек.

За морями,

(правой рукой сделать в воздухе волнообразное движение)

За горами,

(поднять руки над головой, соединив кончики пальцев.)

За железными столбами

(правую руку поднять вертикально, левой поддержать её за локоть.)

Стоит в поле теремок.

(сложить руки «домиком»)

На двери висит замок

(сцепить пальцы в «клубочек»)

Кто его открыть бы смог?

(сделать загадочное лицо)

Постучали, постучали,

(сцепив пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, покрутили,

(покрутить «клубочком» пальцев)

Потянули, потянули

(потянуть в разные стороны)

И открыли.

(широко развести руки.)

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(соединить кончики пальцев обеих рук на уровне груди, широко расставив пальцы, как бы обнимая мячик)

Эта долька – для ежа,

(скрестить мизинцы)

Эта долька – для чижа,

(скрестить безымянные пальцы)

Эта долька – для утят,

(скрестить средние пальцы)

Эта долька – для котят,

(скрестить указательные пальцы)

Эта долька – для бобра,

(скрестить большие пальцы)

А для волка – кожура.

(соединив запястья, ладони развести в стороны «распустить цветком»)

Он сердит на нас – беда!

(соединив запястья, постучать кончиками пальцев друг о друга «пощёлкать зубами»)

Разбегайтесь кто куда!

(прижать ладони к ушам.)

К № 3 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.

Сороконожки.

Две сороконожки

Бежали по дорожке

(пальцами правой руки «бежать» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцами левой руки «бежать» по правой руке)

И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

(сцепить пальцы на затылке)

Что насилу их разняли.

(развести руки в стороны)

Садовники.

Большой пальчик

В сад за сливами пошёл.

(правую руку сжать в кулачок, отогнуть большой палец. Сгибая большой палец в верхнем суставе, ритмично передвигать кулачком справа налево «пройтись, покачивая головкой»)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(указательным пальцем указать вперёд)

Средний пальчик самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(отогнутым средним пальцем водить из стороны в сторону)

Безымянный поедает,

(отогнутый безымянный палец подносить ко рту, как ложку)

А мизинчик – господинчик

(полюбоваться мизинчиком.)

В землю косточки сажает.

В землю косточки сажает.

(левую руку с широко расставленными пальцами держать горизонтально, отогнутый мизинец правой руки опускать в промежутки между пальцами левой «сажать косточки»)

К № 4 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.

Одуванчик.

Носит одуванчик (руки внизу, сжать пальцы в кулачки; пальцами рук сделать «шарик» соединить запястья и кончики пальцев обеих рук)

жёлтый (разъединить кончики пальцев (раскрыть цветок)

сарафанчик. (руки впереди вниз ладонями, обвести их вокруг себя)

Подрастёт - (руки внизу, перебирая пальцами, поднять руки вверх)

нарядится (руками провести вдоль туловища сверху вниз)

в беленькое (через стороны поднять руки вверх, и замкнуть пальцы, образовав большой шар)

платьице (руками провести вдоль туловища сверху вниз по бокам)

Лёгкое воздушное (руки внизу, от середины в стороны легко отбросить руки)

ветерку (помахать ладонями на себя)

послушное (погрозить указательным пальчиком)

В огороде.

В огороде, (сделать перед собой круг руками)

на дорожках (руки согнуть в локтях, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях движение ими вперёд)

растут (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)

палочки (руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки напряжены)

с горошком. (указательные и большие пальцы рук делают кружочки)

А на грядках (горизонтально провести рукой движение слева направо)

низко - низко (руки по бокам туловища, ровные ладони обращены к полу, движение ими сверху вниз)

Под листом (округлую руку ладошкой вниз поднять над головой)

растёт (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)

редиска (кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с четырьмя другими на каждой руке)

К № 5 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.

Снег.

Как (призывающий к вниманию жест указательным пальцем (рука согнута в локте, пальцы в кулаке)

На горке (показать горку обеими руками от середины сверху вниз)

Снег, снег (руки вверху, опускать руки, перебирая пальцами в воздухе)

А под (руки опустить вниз ладонями от себя)

Снегом (руки сверху опускать вниз, перебирая пальцами в воздухе)

Спит (руки «лодочкой» под щёку)

Медведь (руки кулачками прижать к голове пальцами от себя как «ушки»)

Тише, тише (жест внимания указательным пальцем, приближающимся к губам)

Не шуметь (погрозить указательным пальцем)

В огороде.

В огороде (руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд)

За забором (руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»)

Поспевают (руки в бока, грудь и живот немного вперёд, «напыжиться»)

Помидоры (концы пальцев обеих рук соединены. Образовав «шарик»)

Держаться (сжать кулаки. Пальцы смотрят друг на друга)

За колышки (согнуть руки в локтях. Ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты)

Греются (поднять лицо вверх, как бы подставить солнцу)

На солнышке (руки поднять вверх. Слегка развести, потянуться к солнышку)

К № 6 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в

Тюлень.

Спит (руки сложить ладошками, поднести к щеке)

На льдине (руки опустить вниз, к «льдине» к полу)

Целый день (руками описать огромный круг перед собой

Толстый (руками упереться в бока, выгнуть вперёд живот)

Маленький (указательный и большой пальцы обеих рук свести почти вместе

Тюлень (руки, слегка согнутые в локтях, потянуть вперёд. Ладони вниз, пальцы сильно разведены в стороны)

У ленивого (руки внизу, слегка прижаты к туловищу, согнуты в кистях, пальцы – от туловища и соединены. Наклон влево)

Растяпы (наклон вправо)

Превратились в ласты (ладони к себе повернуть их от себя)

Лапы (повторить движение как бы показывая свои «ласты»

Грибок.

Влез (пальцы рук как бы цепляются за воздух перед собой)

Опёнок (руки над головой в замок, показать «шляпку»)

На пенёк (полуприсев, руки на колени)

Постоял (встать прямо, руки вдоль туловища)

Один денёк (поднять указательный палец перед собой (двойное движение от себя на каждое слово)

А потом склонился (голову опустить на грудь)

Чуть не свалился (наклонить ещё туловище и расслабить совсем руки (как плети)

Тоненький,тоненький (руки плотно прижать к бокам, вытянуться в струнку)

Ножка (руками провести вдоль туловища «ножки»)

Как соломинка (показать мизинец)

Публикации по теме:

Анкета для родителей младших дошкольников по речевой активности детей (подготовка к педсовету) Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Эта анкета поможет нам лучше разобраться в вопросе развития речи наших детей.

Презентация «Не бойся выйти на публику» учителя-логопеда Гузель Назмутдиновой Речевые штампы- это лексически неполноценные слова и выражения, их справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«День, прожитый в рифму». Речевые игры
Опубликовано: 20 июня 2013 в 07:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД