«День, прожитый в рифму». Речевые игры

Вероника Музыченко
«День, прожитый в рифму». Речевые игры

1. Предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным.

Итак, что же такое «речевая игра»? это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.

Придумывая вместе с ребёнком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы привлекаем им интерес к художественному слову, желание рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки.

Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно-богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ребёнок, играя вместе с вами и выступая в разных ролях - избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Как играть в речевые игры

Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте названия, например: «домик», «дерево». Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.

Доказано. Что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.

2. Практическая часть (картотека игр)

К № 1 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ

Паучок.

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

(правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.)

С крестиком на спинке.

(указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.)

Свил уютный гамачок,

(пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.)

Сам – в сторонку

(пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.)

И молчок…

(правый указательный палец приложить к губам.)

Деревушка.

Два домишки,

(выставить два кулачка перед собой.)

Два дымишки,

(поднять большие пальцы)

У крыльца

(правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони)

Два деревца.

(поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы)

А глаза на озерца.

(«нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости)

Посерёдочке,

(сложить ладони вместе.)

Кто-то в лодочке,

Кто-то в лодочке.

(сложить ладони «лодочкой», покачать.)

К № 2 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.

Замочек.

За морями,

(правой рукой сделать в воздухе волнообразное движение)

За горами,

(поднять руки над головой, соединив кончики пальцев.)

За железными столбами

(правую руку поднять вертикально, левой поддержать её за локоть.)

Стоит в поле теремок.

(сложить руки «домиком»)

На двери висит замок

(сцепить пальцы в «клубочек»)

Кто его открыть бы смог?

(сделать загадочное лицо)

Постучали, постучали,

(сцепив пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, покрутили,

(покрутить «клубочком» пальцев)

Потянули, потянули

(потянуть в разные стороны)

И открыли.

(широко развести руки.)

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(соединить кончики пальцев обеих рук на уровне груди, широко расставив пальцы, как бы обнимая мячик)

Эта долька – для ежа,

(скрестить мизинцы)

Эта долька – для чижа,

(скрестить безымянные пальцы)

Эта долька – для утят,

(скрестить средние пальцы)

Эта долька – для котят,

(скрестить указательные пальцы)

Эта долька – для бобра,

(скрестить большие пальцы)

А для волка – кожура.

(соединив запястья, ладони развести в стороны «распустить цветком»)

Он сердит на нас – беда!

(соединив запястья, постучать кончиками пальцев друг о друга «пощёлкать зубами»)

Разбегайтесь кто куда!

(прижать ладони к ушам.)

К № 3 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.

Сороконожки.

Две сороконожки

Бежали по дорожке

(пальцами правой руки «бежать» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцами левой руки «бежать» по правой руке)

И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

(сцепить пальцы на затылке)

Что насилу их разняли.

(развести руки в стороны)

Садовники.

Большой пальчик

В сад за сливами пошёл.

(правую руку сжать в кулачок, отогнуть большой палец. Сгибая большой палец в верхнем суставе, ритмично передвигать кулачком справа налево «пройтись, покачивая головкой»)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(указательным пальцем указать вперёд)

Средний пальчик самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(отогнутым средним пальцем водить из стороны в сторону)

Безымянный поедает,

(отогнутый безымянный палец подносить ко рту, как ложку)

А мизинчик – господинчик

(полюбоваться мизинчиком.)

В землю косточки сажает.

В землю косточки сажает.

(левую руку с широко расставленными пальцами держать горизонтально, отогнутый мизинец правой руки опускать в промежутки между пальцами левой «сажать косточки»)

К № 4 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.

Одуванчик.

Носит одуванчик (руки внизу, сжать пальцы в кулачки; пальцами рук сделать «шарик» соединить запястья и кончики пальцев обеих рук)

жёлтый (разъединить кончики пальцев (раскрыть цветок)

сарафанчик. (руки впереди вниз ладонями, обвести их вокруг себя)

Подрастёт - (руки внизу, перебирая пальцами, поднять руки вверх)

нарядится (руками провести вдоль туловища сверху вниз)

в беленькое (через стороны поднять руки вверх, и замкнуть пальцы, образовав большой шар)

платьице (руками провести вдоль туловища сверху вниз по бокам)

Лёгкое воздушное (руки внизу, от середины в стороны легко отбросить руки)

ветерку (помахать ладонями на себя)

послушное (погрозить указательным пальчиком)

В огороде.

В огороде, (сделать перед собой круг руками)

на дорожках (руки согнуть в локтях, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях движение ими вперёд)

растут (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)

палочки (руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки напряжены)

с горошком. (указательные и большие пальцы рук делают кружочки)

А на грядках (горизонтально провести рукой движение слева направо)

низко - низко (руки по бокам туловища, ровные ладони обращены к полу, движение ими сверху вниз)

Под листом (округлую руку ладошкой вниз поднять над головой)

растёт (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)

редиска (кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с четырьмя другими на каждой руке)

К № 5 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.

Снег.

Как (призывающий к вниманию жест указательным пальцем (рука согнута в локте, пальцы в кулаке)

На горке (показать горку обеими руками от середины сверху вниз)

Снег, снег (руки вверху, опускать руки, перебирая пальцами в воздухе)

А под (руки опустить вниз ладонями от себя)

Снегом (руки сверху опускать вниз, перебирая пальцами в воздухе)

Спит (руки «лодочкой» под щёку)

Медведь (руки кулачками прижать к голове пальцами от себя как «ушки»)

Тише, тише (жест внимания указательным пальцем, приближающимся к губам)

Не шуметь (погрозить указательным пальцем)

В огороде.

В огороде (руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд)

За забором (руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»)

Поспевают (руки в бока, грудь и живот немного вперёд, «напыжиться»)

Помидоры (концы пальцев обеих рук соединены. Образовав «шарик»)

Держаться (сжать кулаки. Пальцы смотрят друг на друга)

За колышки (согнуть руки в локтях. Ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты)

Греются (поднять лицо вверх, как бы подставить солнцу)

На солнышке (руки поднять вверх. Слегка развести, потянуться к солнышку)

К № 6 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в

Тюлень.

Спит (руки сложить ладошками, поднести к щеке)

На льдине (руки опустить вниз, к «льдине» к полу)

Целый день (руками описать огромный круг перед собой

Толстый (руками упереться в бока, выгнуть вперёд живот)

Маленький (указательный и большой пальцы обеих рук свести почти вместе

Тюлень (руки, слегка согнутые в локтях, потянуть вперёд. Ладони вниз, пальцы сильно разведены в стороны)

У ленивого (руки внизу, слегка прижаты к туловищу, согнуты в кистях, пальцы – от туловища и соединены. Наклон влево)

Растяпы (наклон вправо)

Превратились в ласты (ладони к себе повернуть их от себя)

Лапы (повторить движение как бы показывая свои «ласты»

Грибок.

Влез (пальцы рук как бы цепляются за воздух перед собой)

Опёнок (руки над головой в замок, показать «шляпку»)

На пенёк (полуприсев, руки на колени)

Постоял (встать прямо, руки вдоль туловища)

Один денёк (поднять указательный палец перед собой (двойное движение от себя на каждое слово)

А потом склонился (голову опустить на грудь)

Чуть не свалился (наклонить ещё туловище и расслабить совсем руки (как плети)

Тоненький,тоненький (руки плотно прижать к бокам, вытянуться в струнку)

Ножка (руками провести вдоль туловища «ножки»)

Как соломинка (показать мизинец)

Публикации по теме:

Анкета для родителей младших дошкольников по речевой активности детей (подготовка к педсовету) Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Эта анкета поможет нам лучше разобраться в вопросе развития речи наших детей.

Презентация «Не бойся выйти на публику» учителя-логопеда Гузель Назмутдиновой Речевые штампы- это лексически неполноценные слова и выражения, их справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«День, прожитый в рифму». Речевые игры
Опубликовано: 20 июня 2013 в 07:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...