Папки-передвижки

Консультация-практикум для родителей старших дошкольников «Юпитер ты бушуешь?»

Екатерина Барабаш
Консультация-практикум для родителей старших дошкольников «Юпитер ты бушуешь?»

Цель: формирование личностной и информационной компетентности родителей по вопросам воспитания и особенностей развития агрессивного ребенка.

Материалы:

Карандаши;

Бейджи;

Мяч;

Индивидуальные анкетные листы детей;

Ватман «Виды агрессии»;

Работа в круге.

План:

1. Знакомство.

2. Приветствие.

3. Информационная часть (что такое агрессия и агрессивность).

4. Письмо агрессивных детей родителям.

5. Работа в группах (портрет агрессивного ребенка).

Публикация «Консультация-практикум для родителей старших дошкольников „Юпитер ты бушуешь?“» размещена в разделах

6. Анализ индивидуальных диагностических листов детей («Несуществующее животное», «Автопортрет»).

7. Ошибки воспитания агрессивного ребенка.

8. Рекомендации родителям.

9. Практическая часть.

Ход:

ЗНАКОМСТВО.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить вопрос детской агрессивности. Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю участникам познакомиться. Для этого каждый участник напишет на бейдже свое имя и прикрепит на булавку к груди. После этого мы делаем так. Передавая мяч по кругу, мы представляемся так: «Я – называем имя, мама ребёнка, называем имя».

ПРИВЕТСТВИЕ «ПОЗДОРОВАЙТЕСЬ ЛОКТЯМИ».

Ведущий: Вот и познакомились. А теперь мы поприветствуем друг друга. Для этого мы рассчитаемся на белый, мягкий и пушистый. Белые – ставят руки на пояс, локти в разные стороны; мягкие – руки за головой скрещены, локти в разные стороны; пушистые – одну руку ставим на колено, вторую на пояс, локти в разные стороны. А теперь мы здороваемся локтями (прикасаемся друг к другу локтями, и называем друг друга по имени («Здравствуй, Маша!»).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий: Современные данные психологических, социологических и медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции. В первую очередь это объясняется социально – психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально – психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду.

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития – 1, 3, 7 лет. Однако, у некоторой группы дошкольников агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Но не следует путать понятия «агрессия» и «агрессивность».

«Агрессия» - это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

«Агрессивность» - это свойство личности, «выражается в готовности к агрессии».

Т. о., можно сделать вывод, что:

• Агрессия – это действие,

• Агрессивность – готовность к совершению таких действий.

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

(РАБОТА В ГРУППАХ).

После работы групп, ведущий обобщает сказанное участниками.

Ребенок:

• Быстро выходит из себя;

• Противоречит взрослым, спорит;

• Демонстрирует упрямство и негативизм;

• Специально выводит из себя окружающих;

• Не берет ответственность за поступок на себя;

• Часто гневлив;

• Мстителен;

• Имеет повышенный уровень раздражимости;

• Радуется беде другого;

Агрессивность имеет место, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.

Что же «заставляет» ребёнка быть таким?

В настоящее время психологи выделяют три основные фактора (или источника, провоцирующих развитие агрессивного поведения среди дошкольников :

1. Семья, которая одновременно демонстрирует агрессивное поведение и обеспечивает его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома.

2. Взаимодействие со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Проявление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими детьми – явление довольно распространённое. Впервые они возникают в ситуациях, которые являются для ребёнка психотравмирующими, и направлены против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

3. Средства массовой информации. В настоящее время демонстрация в средствах массовой информации моделей агрессивного поведения ещё более усилена, поэтому по возможности следует ограничить просмотр детьми передач с таким содержанием.

Естественно, не все причины, оказывающие влияние на повышение агрессивности ребёнка, можно устранить. В этих случаях важно создать максимально эмоциональный комфорт для ребёнка, попытаться разъяснить ему его переживания (иногда не вполне ясные ему самому, а затем на этой основе формировать адекватное отношение к сложившейся ситуации, вырабатывать адекватные способы поведения в ней. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо знание характерных особенностей проявления агрессивного поведения детей, т. е. мотивов агрессии.

Выделяют 5 основных мотивов агрессивных проявлений у дошкольников :

Желание привлечь к себе внимание сверстников (дёргает девочку за косичку, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку).

Ущемление достоинства другого, с тем чтобы подчеркнуть своё превосходство (заметив, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик начинает кричать: «Ха – ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик!»).

Стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии).

Стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего).

Стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из – за игрушки).

Т. о., большинство негативных проявлений наблюдается в ситуациях защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Агрессивные действия используются как средство достижения определённой цели. Ребёнок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой – либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Остановимся на их краткой характеристике.

1. Вербальная агрессия.

• Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему. Это могут быть жалобы («А Вова меня стукнул», демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уйди, не мешай!», агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, тебя милиция заберёт»).

• Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого («Ябеда – корябеда», «поросёнок»).

2. Физическая агрессия.

• Косвенная физическая агрессия направлена на нанесение материального ущерба другому через непосредственное физическое действие (порвать чужой рисунок, сломать постройку).

• Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли. Может принимать 2 формы – символическую (показать кулак) и реальную (стукнуть, укусить).

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. Но некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется:

В высокой частоте агрессивных действий;

В преобладании физических форм агрессии;

В стремлении причинить сверстнику физическую боль, страдание.

По этим признакам можно выделить группу детей с повышенной агрессией: обычно 10 – 30 % от общей массы детей. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта;

Недостаточное развитие коммуникативных навыков;

Сниженный уровень произвольности;

Неразвитость игровой деятельности;

Низкая самооценка;

Нарушение во взаимоотношениях со сверстниками.

На фоне этих психологических особенностей выделяют 3 варианта агрессивных проявлений:

1) Импульсивно – демонстративная агрессия.

Эти дети используют агрессию, как средство привлечения внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасываю вещи; поведение направленно на получение эмоционального отклика. Как правило. Дети этой группы активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, выпады против сверстника – готовностью сотрудничать. Такие дети имеют невысокий статус в группе – их либо не замечают и не принимают в серьёз, либо избегают. Эти дети, как правило, имеют:

Низкий уровень интеллекта;

Неразвитую произвольность;

Низкий уровень игровой деятельности – не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

2) Нормативно – инструментальная агрессия.

Эти дети используют агрессию, как способ достижения какой-либо цели. Положительные эмоции используются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Эти дети стремятся занять лидирующие позиции, подавить, подчинить других. Эти дети не стремятся привлечь внимание. Эти дети уже пользуются популярностью в группе, а некоторые находятся на положении лидера. Эти дети используют прямую физическую агрессию, которая однако не отличается особой жестокостью. Переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентируются исключительно на собственные желания. Агрессия – привычный, нормальный и единственно возможный способ для достижения цели. Эти дети, как правило, имеют:

Высокий уровень интеллекта;

Хорошо развитую произвольность;

Хорошие организаторские способности;

Высокий уровень развития игровой деятельности;

Высоким социальным статусом среди сверстников.

3) Целенаправленно враждебная агрессия.

Для этих детей желание нанести вред другому человеку является самоцелью. Они испытывают радость от самих действии, приносящих зло и унижение сверстникам. Используют в основном прямую агрессию, которая отличается особой жестокостью и хладнокровностью. Обычно выбирают одну – две более слабые постоянные жертвы. Совершенно отсутствует чувство вины или раскаяния. На упрё ки и осуждения взрослых обычно отвечают: «Что хочу, то и делаю!». Эти дети мстительны и очень злопамятны. Эти дети, как правило, имеют:

Средний показатель интеллекта;

Произвольность в норме;

Низкий статус в группе – их боятся и избегают;

Игра на среднем уровне, её содержание носит агрессивный характер.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА:

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.

• Слушайте своего ребенка.

• Проводите вместе с ним как можно больше времени

• Делитесь с ним своим опытом.

• Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

• Если в семье несколько детей. Постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывеси из равновесия.

• Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

• Говорите ребенку прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

• Примите теплую ванну, душ

• Выпейте чаю.

• Позвоните друзьям.

• Сделайте «успокаивающую» маску для лица.

• Просто расслабьтесь, лежа на диване.

• Послушайте любимую музыку.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

• Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

• Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовит ребенка к предстоящим событиям.

• Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

• Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д., отрепетируйте все загодя.

• Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормит его во время длительной поездки и т. д.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с агрессивными детьми:

Разобраться в мотивах агрессивных поступков;

Наказание – не единственная воспитательная мера;

Важно! Демонстрировать доброжелательное отношение к ребёнку, веру в его лучшие качества;

Если вы раздражены, отложите совместные дела с ребёнком;

Не прикасайтесь к ребёнку в минуты раздражения;

Не позволяйте выводить себя из раздражения;

Будьте объективны в оценке поступков детей;

Будьте доброжелательны и терпимы ко всем!

ПИСЬМО АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ ВЗРОСЛЫМ.

Мы хотим!

1. Чтобы нам не делали постоянных замечаний.

2. Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.

3. Делать то, что хочется нам, а не вам.

4. Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.

5. Чтобы вы нас учили справляться с гневом.

6. Почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать. Обзываться, если очень хочется?

7. Но больше всего мы хотим, чтобы нас любили!

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

(РАБОТА В ГРУППАХ).

После работы групп, ведущий обобщает сказанное участниками.

Ребенок:

• Быстро выходит из себя;

• Противоречит взрослым, спорит;

• Демонстрирует упрямство и негативизм;

• Специально выводит из себя окружающих;

• Не берет ответственность за поступок на себя;

• Часто гневлив;

• Мстителен;

• Имеет повышенный уровень раздражимости;

• Радуется беде другого;

Агрессивность имеет место, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЛИСТОВ.

• Кто изображен на рисунке?

• Что делает герой?

• Какие цвета использовал ребенок?

• Характер линий (сильный нажим, резкие, отрывистые, неаккуратно).

ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА.

Причины агрессии различны:

1. Нарушения и дисфункции нервной системы;

2. Генетическая обусловленность;

3. Негативное влияние окружающей среды;

4. Нарушенное воспитание в семье.

Часто в семьях, где воспитывается агрессивный ребенок, родители активно демонстрируют следующее поведение – кричат на него, унижают чувство собственного достоинства, бьют. В такой ситуации ребенок накапливает гнев, который начинает разрушать его внутренний мир, у него понижается самооценка, мотивация к деятельности, формируется тревожность. Как ни странно, но тревожность лежит в основе и агрессии, и боязливости, замкнутости. В случае, если такой ребенок встретится с более слабым, он обидит его, вернув обиду миру, а если с более сильным – у него постепенно начнет развиваться чувство патологического страха. Такой малыш вырастет драчуном или всех боящихся неудачником.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

Все хорошо в меру, и наказания не должны стать вечным спутником, т. к. в итоге или они превращаются в пустой звук и ребенок уже не реагирует на нормальное отношение или, слушается, только когда с ним говорят на повышенных тонах.

Очень важно демонстрировать такому ребенку доброжелательное отношение, веру в его лучшие качества, любить его. Приоритет здесь отдается нравственному воспитанию, развитию гуманности, эмпатии, созидания.

• Если вы раздражены, отложите совместные с ребенком дела.

• Не прикасайтесь к ребенку в минуты своего раздражения.

• Не позволяйте выводить себя из равновесия.

• Если вам предстоит визит, например к врачу, отрепетируйте все загодя (поиграйте в доктора).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

УПРАЖНЕНИЕ «МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА»

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать враждебных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

Упражнение проводится в кругу.

Один из участников выполняет какое – либо (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, т. к. кто-то сказал тебе обо мне гадость» и т. п.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной жертвы». Бывали ли они когда – либо в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

1 этап (вербальный вариант).

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлимыми способами. С этой целью в кругу можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Можно розыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.

Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет. Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями

2 этап (невербальный вариант).

Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждения упражнений целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»… Так, многие участники начинают говорить о своих проблемах, о том, что их стиль взаимодействия с детьми, оказывается не предусматривает такого эффективного способа влияния, как просьба. Некоторые участники осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Все участники тренинга садятся в круг и закрывают глаза. Тренер спокойным голосом зачитывает текст инструкции:

«Вспомните день, в который вы охотно идете на работу… Когда вы идете не очень охотно на работу… Назовите ситуацию, когда вы бываете собранным…Назовите ситуацию, когда вы взволнованны и невнимательны…

Сядьте, выпрямившись на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело…Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».

Публикации по теме:

Консультация для родителей старших дошкольников «Как воспитывать девочку» Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек, Вот из этого сделаны мальчики.

Консультация для родителей старших дошкольников «Как воспитывать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков.

Консультация для родителей старших дошкольников «Кризис 7 лет» - Миша, надень теплые варежки! - Не одену! - Но на улице холодно! - Нет, жарко! - Ну, Миша! - Я не Миша!Этот диалог отлично иллюстрирует.

Консультация для родителей старших дошкольников «Развивающие игры» Подготовка ребенка к школе - дело непростое, но не стоит подходить к этому процессу слишком серьезно, в каждый свободный миг заставляя ребенка.

Консультация для родителей старших дошкольников «Режим — это важно» Многие родители полагают, что, пока ребенок не пошел в школу, не стоит приучать его к жесткому режиму дня. Не надейтесь, что с этим вопросом.

Консультация для родителей старших дошкольников «Ролевые игры» Ребенок может заученно отвечать на ваши вопросы: «Нет, я не боюсь учителя», «Да, я хочу учиться», «Да, мне будет весело с новыми ребятами»,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия» Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тренировка внимания» Быть внимательным и сосредоточенным - один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребенок может быть очень развит интеллектуально,.

Консультация для родителей старших дошкольников  «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера»Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера» Многие родители ошибаются, думая, что главное при подготовке к школе является интеллектуальная область, а значит, на нее и нужно обращать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для родителей старших дошкольников «Юпитер ты бушуешь?»
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 09:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД