Папки-передвижки

Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы»

ИРИНА Пинегина
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы»

Файл №1

Тема моей консультации : «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы».

Файл №2

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества.

Публикация «Консультация „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы“» размещена в разделах

Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования :

в Федеральном законе «Об образовании Р. Ф.» (от 29.12.2012г. № 273 – Ф. З.) вступивший в силу 01.09.2013г.

- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основной целью воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.

Психолог Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Компонентами творческих способностей являются :

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появляются новые художественные приемы и техники.

В связи с этим должны измениться и методы, и формы работы педагогов в развитии художественно - творческих способностей дошкольников.

Файл №3

Нетрадиционные формы работы с детьми — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктах деятельности.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы работы :

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию и развивающие творческие способности).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения, развивая творческие способности детей).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей техникам конструирования, аппликации, рисования).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей

• Занятия-путешествия. (дети отправляются в путешествие например на ковре самолете в сказочную страну «Непослушания» и т. д.

• Занятия-фантазии. (например, под музыкальное сопровождение, закрыв глаза, дети представляют картины природы или сюжет из сказки, а потом, прослушав музыку и, открыв глаза, рассказывают, фантазируют, придумывая новый сюжет и т. д.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, развивающие творческие способности).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для развития например знание известных художников или поэтов, читающих детей).

Файл №4

В работе с детьми педагоги используют нетрадиционные техники :

-пластилинография;

- аппликация с элементами рисования;

-рисование с элементами аппликации;

-обрывная аппликация;

-рисование ватными палочками, тычком, пальчиками;

-рисование песком;

- аппликация с использованием мятой бумаги; и т. д.

Нетрадиционные техники развивают у детей творческие способности, логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.

При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и навязывания способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Файл №5

Принципы построения работы :

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Активность и самостоятельность.

8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия должны проводиться в интересной игровой форме. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином, бумагой, другими материалами ведётся общение с детьми, знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря. Развивают сенсорные эталоны : определение цвета, формы, размера. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по художественно-эстетическому развитию.

Важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Файл №6

Художественное творчество в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации под музыкальное сопровождение, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более эффективному эстетическому развитию детей.

Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий:

Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Например, знакомя детей с любым видом декоративно-прикладного искусства в старшей или подготовительной группах, планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Файл№7

На занятиях по аппликации в средней группе дети учатся работать с ножницами : вырезывать из квадрата –круга. Из прямоугольника-овала.

Файл №8

С ноября 2017г. мы начали сотрудничать с Домом-музеем А. С. Голубкиной. Мастер-класс проводил сотрудник музея Татьяна Владимировна Савельева. Дети познакомились с творчеством А. С. Голубкиной и поработали с глиной- вылепили из неё животное и с помощью специальных стеков придали фигуре объём.

Файл№9

А в мае 2018г. мы посетили музей, где познакомились с биографией А. С. Голубкиной, узнали, что она росла в семье огородников. Также продолжали знакомство с её творчеством. На мастер-классе мы сажали семечко огурца в земляной горшочек, а затем с помощью цветных карандашей техникой штриховки раскрасили плети огурцов.

Файл№10

На кружке и на НОД изготовляли поделки к праздникам: «День мамы», «23 февраля».

Файл№11

«День Победы»

Файл№12

Рисуем красками с помощью кисточек, ватных палочек.

Файл№13

Провожу открытые занятия для педагогов ДОУ.

Файл №14

Работаем с пластилином и крупой.

Файл №15.

На занятиях использую обрывную аппликацию и пластилинографию.

Файл №16

А также на кружке мы занимаемся техникой оригами.

Файл №17

Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и художественного творчества являются :

­ личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

­ развитие способностей к художественному творчеству (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

­ создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

­ синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т. е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза:

Система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по художественному творчеству направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Файл №18

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, художественно-творческие способности.

Для развития художественно- творческих способностей у детей педагог ставит следующие задачи:

1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, произведениям искусства, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

2. Развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Все эти задачи можно решить только в непосредственном взаимодействии с семьями воспитанников.

А именно:

Проведение совместных творческих проектов

Файл №19

Театрализованные представления с привлечением родителей

Файл №20

Вот,например, еще один познавательно- творческий проект «Моя семья», где дети вместе с родителями составляли геологическое древо своей семьи, искали информацию по теме : «Что означает моё имя?». Были проведены консультации для родителей, анкетирование.

Файл №21

А также мастер-класс, где дети. с помощью техник рисования красками и фломастерами рисовали членов своей семьи с использованием отпечатков ладошек.

Файл №22

Проведение совместных выставок:

- книжные выставки,

-Выставки рисунков,

Файл №23

- Поделки из природного материала

Файл №24

-Поделки к конкурсам.

- А также проведение родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, круглый стол, наглядно-информационные стенды, дни открытых дверей, папки раскладушки, посещение семей воспитанников, посещение музеев, привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов, атрибутов к утренникам.

Список литературы:

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».-М. : ИД «Цветной мир», 2011.-144с., переиздание дораб. и доп.

2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.

3. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет : диагностика, система занятий/ авт. -сост. С. Г. Королёва. -Волгоград: Учитель, 2010.-114с.

4. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2007.-144с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы) Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы. Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» Консультация для педагогов.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» «Творчество не приходит по какому-то наитию…Творчеству надо учить». В. А. Сухомлинский. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью лего-конструирования» Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».

Опыт работы «Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников» Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности.

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Опыт работы АДМИНИСТРАЦИЯ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Отчет по самообразованию «Развитие художественно творческих способностей у дошкольников» Отчет по самообразованию «Развитие художественно творческих способностей у дошкольников». Моя тема по самообразованию в 2017-2018 учебном.

Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 1 «Развитие художественно-творческих способностей и воображения дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности» Педагогический.

Развитие творческих способностей дошкольников с помощью хореографии Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы»
Опубликовано: 17 июля 2018 в 12:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД