ИРИНА Пинегина
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы»
Файл №1
Тема моей консультации : «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы».
Файл №2
«Каждый ребенок – художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества.
Публикация «Консультация „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования :
в Федеральном законе «Об образовании Р. Ф.» (от 29.12.2012г. № 273 – Ф. З.) вступивший в силу 01.09.2013г.
- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности.»
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основной целью воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
Психолог Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Компонентами творческих способностей являются :
1. творческое мышление;
2. творческое воображение.
В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появляются новые художественные приемы и техники.
В связи с этим должны измениться и методы, и формы работы педагогов в развитии художественно - творческих способностей дошкольников.
Файл №3
Нетрадиционные формы работы с детьми — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктах деятельности.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы работы :
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию и развивающие творческие способности).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения, развивая творческие способности детей).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей техникам конструирования, аппликации, рисования).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей
• Занятия-путешествия. (дети отправляются в путешествие например на ковре самолете в сказочную страну «Непослушания» и т. д.
• Занятия-фантазии. (например, под музыкальное сопровождение, закрыв глаза, дети представляют картины природы или сюжет из сказки, а потом, прослушав музыку и, открыв глаза, рассказывают, фантазируют, придумывая новый сюжет и т. д.)
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, развивающие творческие способности).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для развития например знание известных художников или поэтов, читающих детей).
Файл №4
В работе с детьми педагоги используют нетрадиционные техники :
-пластилинография;
- аппликация с элементами рисования;
-рисование с элементами аппликации;
-обрывная аппликация;
-рисование ватными палочками, тычком, пальчиками;
-рисование песком;
- аппликация с использованием мятой бумаги; и т. д.
Нетрадиционные техники развивают у детей творческие способности, логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.
При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и навязывания способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Файл №5
Принципы построения работы :
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая направленность.
7. Активность и самостоятельность.
8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия должны проводиться в интересной игровой форме. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином, бумагой, другими материалами ведётся общение с детьми, знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря. Развивают сенсорные эталоны : определение цвета, формы, размера. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по художественно-эстетическому развитию.
Важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.
Файл №6
Художественное творчество в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации под музыкальное сопровождение, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более эффективному эстетическому развитию детей.
Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий:
Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.
Например, знакомя детей с любым видом декоративно-прикладного искусства в старшей или подготовительной группах, планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.
Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.
Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Файл№7
На занятиях по аппликации в средней группе дети учатся работать с ножницами : вырезывать из квадрата –круга. Из прямоугольника-овала.
Файл №8
С ноября 2017г. мы начали сотрудничать с Домом-музеем А. С. Голубкиной. Мастер-класс проводил сотрудник музея Татьяна Владимировна Савельева. Дети познакомились с творчеством А. С. Голубкиной и поработали с глиной- вылепили из неё животное и с помощью специальных стеков придали фигуре объём.
Файл№9
А в мае 2018г. мы посетили музей, где познакомились с биографией А. С. Голубкиной, узнали, что она росла в семье огородников. Также продолжали знакомство с её творчеством. На мастер-классе мы сажали семечко огурца в земляной горшочек, а затем с помощью цветных карандашей техникой штриховки раскрасили плети огурцов.
Файл№10
На кружке и на НОД изготовляли поделки к праздникам: «День мамы», «23 февраля».
Файл№11
«День Победы»
Файл№12
Рисуем красками с помощью кисточек, ватных палочек.
Файл№13
Провожу открытые занятия для педагогов ДОУ.
Файл №14
Работаем с пластилином и крупой.
Файл №15.
На занятиях использую обрывную аппликацию и пластилинографию.
Файл №16
А также на кружке мы занимаемся техникой оригами.
Файл №17
Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и художественного творчества являются :
личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
развитие способностей к художественному творчеству (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т. е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза:
Система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по художественному творчеству направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Файл №18
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, художественно-творческие способности.
Для развития художественно- творческих способностей у детей педагог ставит следующие задачи:
1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, произведениям искусства, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
2. Развитие художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Все эти задачи можно решить только в непосредственном взаимодействии с семьями воспитанников.
А именно:
Проведение совместных творческих проектов
Файл №19
Театрализованные представления с привлечением родителей
Файл №20
Вот,например, еще один познавательно- творческий проект «Моя семья», где дети вместе с родителями составляли геологическое древо своей семьи, искали информацию по теме : «Что означает моё имя?». Были проведены консультации для родителей, анкетирование.
Файл №21
А также мастер-класс, где дети. с помощью техник рисования красками и фломастерами рисовали членов своей семьи с использованием отпечатков ладошек.
Файл №22
Проведение совместных выставок:
- книжные выставки,
-Выставки рисунков,
Файл №23
- Поделки из природного материала
Файл №24
-Поделки к конкурсам.
- А также проведение родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, круглый стол, наглядно-информационные стенды, дни открытых дверей, папки раскладушки, посещение семей воспитанников, посещение музеев, привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов, атрибутов к утренникам.
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».-М. : ИД «Цветной мир», 2011.-144с., переиздание дораб. и доп.
2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.
3. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет : диагностика, система занятий/ авт. -сост. С. Г. Королёва. -Волгоград: Учитель, 2010.-114с.
4. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2007.-144с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)