Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей

Татьяна Александровна Попова
Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: "Художественное слово - как

главное средство эстетического

воспитания детей

Воспитатель: Попова Т. А

Ноябрь 2010

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, которое охватывает близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, окружающий мир, деятельность, учение).

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека. Особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников. Значение искусства и эстетического воспитания в формировании личности рассматривались уже в педагогической теории Древней Греции. По мнению Платона, воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование их нравственности и добродетели. Внутренней основой воспитания маленьких детей Платон считал эмоции. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.

Аристотель писал, что детям полезно слушать рассказы и сказки, их также следует обучать речи. Квинтилиан отмечал, что уже в дошкольном возрасте нужно развивать в детях чувство художественного слова, ритма, выразительность речи и мимики. Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

В. Г. Белинский рекомендовал воспитывать у детей эстетическое чувство с самых ранних лет, сравнивая развитие чувства изящного с одним из первейших элементов человечности. Формирование личности В. Г. Белинский рассматривал как сложный и многогранный процесс, в котором значительная роль отводится эстетическому воспитанию. Он отмечал, что эстетическое чувство является основой добра и нравственности и отделить эстетическое от нравственного также невозможно, как невозможно разложить огонь на свет, теплоту и силу горения. Красоту он сравнивал с родной сестрой истины и нравственности. Задачи эстетического воспитания, по Белинскому, состоят в том, чтобы развивать способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в природе, в произведениях искусства. Эстетическое воспитание должно способствовать нравственному совершенствованию личности, формированию ее мировоззрения.

В целях эстетического воспитания В. Г. Белинский считал необходимым использовать все виды искусства, особое значение придавая детской литературе. В. Г. Белинский разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Будучи учителем детских писателей, дал ценнейшие указания по использованию книги в воспитательной работе с детьми. Детский писатель, по его мнению, должен быть человеком широко образованным, его душа должна быть благородной, любящей кроткой, ум возвышенный, взгляд на предметы просветленный, у него должно быть не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представлять все в одушевленных образах.

В рецензии «Несколько слов о чтении» В. Г. Белинский рекомендовал читать детям народные сказки, басни, произведения русской классической литературы. Ценными были и его указания о языке детских книг, в которых он выделял простоту, ясность, выразительность и образность изложения. Дальнейшую разработку этих положений мы видим у Л. Н. Толстого, который указывал, что процесс воспитания детей должен быть направлен на гармоническое развитие сил и способностей, в котором воспитание эстетических чувств детей происходит под воздействие бесед и чтения детских книг. Созданные Л. Н. Толстым учебные книги: «Азбука»; «Книги для чтения»; рассказы для детей и сейчас служат умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали эстетическое воспитание составной частью всестороннего развития и воспитания детей и доказывали, что стремление к прекрасному, дано человеку от рождения и должно развиваться в процессе воспитания и обучения. Они отмечали, что эстетическое воспитание ребенка начинается с его первых впечатлений, ввиду чего немаловажным фактором является окружающая ребенка обстановка. Впечатления, полученные ребенком, являются побудителем эстетического чувства и воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывая к деятельности его воображение. При этом, эстетическое чувство развивается в играх, занятиях и первых попытках детского творчества.

Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К. Д. Ушинский. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста он связывал с нравственным воспитанием, указывая, что детскими чувствами надо руководить, не насилуя их. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский называл рисование и произведения народного и литературного творчества. Прекрасные произведения для детей собраны К. Д. Ушинским в его издании «Родное слово», в нем представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи, которые и в настоящее время являются ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Ученица и последовательница К. Д. Ушинского - Е. Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей» ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е. Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. Литературное произведение, является конструирующим, стержневым, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. Подбор произведений детской; художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.

Опираясь на основные положения русской классической педагогики, оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е. И. Тихеева. Эстетическое воспитание она считала одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. Основными средствами эстетического воспитания детей она считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово: выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение; а также картины и книжные иллюстрации.

В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на эстетическое воспитание детей, развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, умение выделять выразительные средства литературы и, развитие образной речи, формирование эстетического видения

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Формы работы детского сада с родителями. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детских учреждениях.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 16:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...