Папки-передвижки

Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций

галина филенкова
Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций

Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством использования на занятиях мультимедийных презентаций

учитель-логопед Филенкова Галина Николаевна

МБДОУ общеразвивающий детский сад №21 «Умка»

Пояснительная записка

«Презентация - это - обучающий мини-мультик,

это электронная звуковая книжка с красивыми картинками,

это отличный способ рассказать ребенку

об окружающем мире не выходя из дома и не

летая в дальние страны».

Виктория Кузнецова viki.rdf.ru

Публикация «Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций» размещена в разделах

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Работая с детьми среднего возраста, имеющие речевое отклонения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема это заключается в длительном периоде автоматизации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя;

грубого нарушение звукопроизношения;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей. (Коваленко «Фронтальные логопедические занятия»).

Исходя из выше сказанного, можно выделить цели индивидуального логопедического занятия:

- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

- совершенствование лексико-грамматических конструкций;

- развитие неречевых психических процессов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Очень длительный и трудоемкий этап в формировании звукопроизношения – этап автоматизации звука. С точки зрения высшей нервной деятельности — это введение вновь созданной и закрепленной связи речевого звука в более сложные структуры — слова и фразы.

Автоматизация звука – достаточно длительный и трудоемкий этап. Его трудно спрогнозировать по срокам, так как он зависит от уровня развития фонематических процессов ребенка, от уровня развития речеслуховой памяти, самоконтроля и других факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.

Важное значение, для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков, особенно в период обучения грамоте, и недостатки произношения могут привести в дальнейшем к трудностям в овладении письмом и чтением в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются именно в дошкольном возрасте.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я попробовала использовать на занятиях мультимедийные игры-задания. Такие компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволили повысить эффективность коррекционного обучения.

Общение с компьютером, вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Пользоваться манипулятором «мышью».

Таким образом, учитывая значимость игры и целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста очевидна.

В отличие от обычных средств обучения медиа-технологии значительно расширяют возможности педагогов и родителей.

Таки образом, использование медиа-технологий в работе логопеда, способствуют коррекции звукопроизношения, развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы логопеда.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует систему мыслеобразов.

Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?

Взрослый человек принципиально отличается от ребё нка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.

Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей.

3. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

4. Осваивая детские «электронные энциклопедии», дошколята активны, за счё т высокой динамики:

- эффективно проходит усвоение материала,

- тренируется память,

- активно пополняется словарный запас,

- развивается воображение и творческие способности.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.

Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 4-5лет использование ПК по времени не должно превышать 5-7 минут.

Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:

- в склонении головы на бок,

- в опоре на спинку стула,

- в задирании ног с упором в край стола,

- в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.

Утомительность занятий во многом зависит :

- от их содержания,

- от навыков общения,

- от увлеченности ребенка,

- от его самочувствия и др.

С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2,5-3 метров от экрана, полукругом.

Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Описание учебно-методического пособия.

Разработанное нами учебно-методическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной области.

Учебно методическое пособие представляет собой презентации :

Презентация «В гостях у Умке, автоматизация звука Ш», в которую вошли материалы для коррекции звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

1слайд: картинка - медвежонок Умка.

Текст к презентации : Говорим детям что медвежонок хочет поиграть с ним.

2слайд: напоминаем ребенку как надо держать язык, чтоб правильно произносить звук «ш»

Текст к презентации : когда мы говорим звук «ш», губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

3слайд: автоматизация звука «ш»

Текст к презентации : У медвежонка есть веселая змейка, она умеет шипеть вот так ш-ш-ш, а ты умеешь так шипеть? Тогда по шипи.

4 слайд:автоматизация звука «ш» в слогах

Текст к презентации. Хочешь поиграть с Умкой. Тогда слушай и повторяй за мной:

ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, ыш-ыш-ыш.

5слайд:автоматизация звука «ш» в слогах.

Текст к презентации. Помоги Умке добавить недостающие слоги, затем проговори слова целиком. Картинки помогут справится справиться с заданием.

у—ши; камы---ши; бабу---шка; ме—шок; каранда---ши;

6 слайд: игра-задания.

Текст к презентации. Положи в шкаф к Умке, только те вещи, в которых есть звук «ш».

7 слайд: автоматизация звука в словах.

Текст к презентации. Медвежонок Умка любит сочинять стихи, подскажи ему последние словечко. Подскаской послужат картинки.

Носит яркий гребешок, наш любимый ---петушок. Рисуют дружно малыши, у них в руках ---карандаши.

Зашуршат тихонько шины, это едит к нам ---машина. Вот бежит малышка, сернькая ---мышка.

8 слайд: автоматизация звука в словах.

Текст к презентации : Помоги Умке правильно назвать предметы: вишня, шишка, картошка, перышко, ландыш.

9 слайд: игр «Наоборот»

Текст к презентации : Помоги Умке перейти мостик, подбери слова наоборот.

маленький---большой; плохой---хороший; узкий---широкай.

10, 11 слайд: автоматизация звука во фразе. Игра «Жадина»

Текст к презентации. Про какую картинку можно сказать моя? (кошка).

Про какую картинку можно сказать мой? (мишка).

12 слайд: автоматизация звука во фразе.

Текст к презентации. Дорогу домой медвежонку Умке преграждают слова со звуком «ш», назови картинки или расскажи кого ты видишь на тропинке (кукушка, мыщка, шарик, лягушка, ромашка) и медвежонок сможет пойти домой.

13 слайд: похвалить ребенка за работу.

Результативность и эффективность.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет :

повысить эффективность процесса обучения ребенка,

открывает новые возможности образования,

постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.

Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по коррекции звукопроизношения с дошкольниками с использованием мультимедийных презентаций являются :

положительная динамика звукопроизношения детей, интереса детей и родителей.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для логопедов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

- видеодиски с презентациями

- мультимедийный проектор

- программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010 для Windows

Литература

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М., Просвещение, 1981.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2001.

3. Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Ярославль, Академия развития, 2000.

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. Владос, 2001.

5. Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения (дети 3-7 лет). Ярославль. Академия развития, 2000.

6. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников :- Тюменский педагогический колледж, 2011.

7. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.

9. Степанова М. Правила безопасного обращения с компьютером, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук: - М, 2010.

Публикации по теме:

Презентация «Мой первый словарик. Антонимы» Презентация "Мой первый словарик. Антонимы" является частью набора мультимедийных презентаций "Мой первый словарик". Презентация разработана.

Презентация «Мой первый словарик. Омонимы и многозначные слова» Мультимедийная презентация "Мой первый словарик. Омонимы и многозначные слова" является частью набора мультимедийных презентаций "Мой первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных презентаций
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 11:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД