МААМ-картинки

Коррекционная работа с заикающимися детьми

Екатерина Якутина
Коррекционная работа с заикающимися детьми

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены.

Публикация «Коррекционная работа с заикающимися детьми» размещена в разделах

При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

Книга "Школа красивой речи. Формирование плавности речи" - это методико-практическое пособие по коррекции заикания у детей.

Данное пособие разработано, опираясь на основные принципы коррекции заикания. Здесь впервые предлагается комплекс упражнений по формированию плавной речи с использованием картинного материала. Вводится новый метод под названием "ниточка". В комментариях к каждому упражнению доступным языком описывается, как заниматься с ребёнком.

В представленных пособиях впервые описывается, какими способами объяснять ребёнку, как говорить по-новому. И вводится новый метод под названием «ниточки». Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста. Специалист может выбирать, с какого способа коррекции начинать, сколько по длительности выполнять упражнения каждого пособия и когда переходить к следующему этапу. Это зависит от: возраста, тяжести заикания, принятия ребёнком предложенного способа, возможности усваивать новые навыки и временем их автоматизации каждым конкретным ребёнком.

В книге «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения для коррекции заикания, начиная работу со звуков, слов, фраз различной сложности, упражнения по развитию долгого речевого выдоха, а также по формированию правильных пауз, чтобы ребёнок смог овладеть навыком правильного речевого дыхания в связной речи. Каждое упражнение сопровождается комментариями, где доступным языком рассказывается, как объяснить ребёнку задание, и зачем оно необходимо. А также объясняется родителям, что ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что он должен сделать вдох перед вступлением в речь и говорить на выдохе. «Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы Для того, чтобы избегать таких ошибок, в пособии «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения с использованием рисования «ниточки», что оказывает визуальную поддержку для формирования долгого речевого выдоха. Вводится также понятие «ниточка порвалась». Взрослому ясно, что это обозначает нехватку речевого выдоха для проговаривания фразы. А ребёнок сможет понять и почувствовать, как управлять своим дыханием, чтобы проговорить всю фразу без дополнительного добора воздуха или перехода к речи на вдохе в середине фразы. Как объяснить, что надо говорить плавно? Логопеды используют для этого образец своей речи. Но большинство ребятишек, особенно самых маленьких, не могут уловить эту плавность, принять эту новую речь и понять, как произнести также. Тогда специалист использует плавное ведение рукой совместно с речью. Дети с большой старательностью подхватывают это, и таким образом формируется сопутствующее движение. И навык «красивой речи» будет чётко ассоциироваться с движением руки. Если ребёнка попросить впоследствии не сопровождать свою речь движением руки, говоря, что он уже умеет «красиво говорить», то он начинает раскачиваться всем телом. Так как же на первом этапе ребёнку объяснить и дать почувствовать плавность речи? Для этого разработан метод «ниточки», что представлено в последовательных упражнениях.

Для того чтобы коррекционный процесс прошел успешно, нужно, чтобы в логопедической работе было реализовано несколько этапов.

1. Логопеду необходимо понять, какой метод коррекции нужен конкретному ребёнку, исходя из его возраста и тяжести заикания. Не всегда это понятно сразу, иногда только наблюдая проявления заикания в динамике и пробуя разные подходы, получается подобрать нужные методы и способы.

2. Во время занятий ребёнок должен понять, что от него хочет логопед, то есть, как ему говорить по-новому.

3. Очень важный момент. Ребёнок должен не только понять, но и принять то, чему его обучают. Многие дети отвергают новый стиль речи, и поэтому в таком случае приходится изобретать способы мотивации и поощрений для каждой конкретной личности.

4. Этап автоматизации речи без заикания при внешнем контроле, которым может являться логопед, родитель, ситуация кабинета или другое, что спровоцирует ребёнка «включить» новый навык.

5. Ребёнок должен захотеть говорить по-новому. Это происходит, когда он чувствует, что при использовании нового способа, ему значительно легче. Многие родители на этом этапе отмечают, что их малыш начинает говорить, затем останавливается и как бы «переключатся» на новый стиль речи. То есть ребёнок, почувствовав, что начинает проявляться судорога, интуитивно переходит на тот способ говорения, когда он может преодолеть ее, что подсказывает ему имеющийся опыт на занятиях. А также логопед совместно с родителями вырабатывает, как дать мотивацию говорить не только на занятиях, но и дома с родителями, и в других ситуациях.

6. Этап, когда ребёнок осознанно самостоятельно использует навык «красивой речи» и получает от этого удовольствие, то есть мы имеем речь на самоконтроле. Это происходит только тогда, когда навык сформирован, автоматизирован, и создана правильная мотивация со стороны родственников.

7. И последний, самый долгожданный этап, это когда после осознанно контролируемой речи без заикания появляется бессознательный контроль. Причем этот последний этап у маленьких детей может наступать без этапа осознанного контроля. Но чем старше ребёнок, а тем самым больше «опыт» заикания, тем длительнее будет этап осознанного контроля.

Таким образом, представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя:

- формирование плавности речи с использованием метода «ниточки», благодаря которому появляется у ребёнка ощущение плавности с помощью зрительной опоры, понижается и контролируется темп речи, формируется долгий речевой выдох, проводится работа над паузированием; появляется возможность формирования осознанного самоконтроля за своей речью.

- использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания.

- обучение и автоматизация навыка послогового чтения.

- последовательное обучение планированию собственного высказывания.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Дежурство по столовой. Работа с детьмиДежурство по столовой. Работа с детьми В нашей группе дети любят дежурить по столовой. Дежурство формирует желание потрудиться ради других, формирует умение помогать взрослому,.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Работа психолога ДОУ с детьмиРабота психолога ДОУ с детьми Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о работе с детьми психолога детского сада. Все мы разные, и каждый психолог имеет.

Работа с детьми летом. ФотоотчётРабота с детьми летом. Фотоотчёт ЛЕТНЯЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ (фото отчёт) Наше северное лето не может похвастаться жаркими деньками. Прогулка в летний период – один из важных.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с заикающимися детьми
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 18:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД