Получи документы

Коррекционно-развивающая программа «Слагаемые здоровья»

Татьяна Филюшина
Коррекционно-развивающая программа «Слагаемые здоровья»

Актуальность проблемы

В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе, вышла в разряд приоритетных государственных и общественных задач. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Слагаемые здоровья“» размещена в разделах

Рождение и воспитание детей в социально неблагополучных семьях влечет за собой целый ряд социально-гигиенических последствий, среди которых можно выделить нарушение прав детей на охрану жизни и здоровья. Социальное неблагополучие детей препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, соматическом, психическом и нравственном здоровье. Большинство детей, поступающих в Центр для прохождения реабилитации из неблагополучных семей. Родители злоупотребляют спиртным, курят, санитарное состояние жилья неудовлетворительное, воспитанием занимаются недолжным образом. Естественно, что наличие негативного жизненного опыта отрицательно влияет на становление ребенка как личность. Данное положение определило актуальность выбранной программы.

Следует так же отметить, что в рамках специфики контингента у детей преобладают такие патологии, как педикулез, чесотка, табачная зависимость.

Программа имеет четко определенную цель, что определяет ее целенаправленность, все формы и методы работы с детьми направлены на предупреждении вредных привычек и формированию активной позиции по отношению к здоровому образу жизни.

Цель: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, формирование установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности;

Формирование представление о строении и работе организма человека;

Формирование навыков безопасного поведения для жизни и здоровья человека;

Профилактика вредных привычек.

Выработка активной жизненной позиции по отношению к ЗОЖ.

формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

Участники реализации программного направления :

воспитатель стационарного отделения круглосуточного пребывания,

Объект:

воспитанники 7-11 лети, члены их семей, нуждающиеся в социальном обслуживании

Срок реализации: программа рассчитана 6 месяцев и носит долгосрочный характер.

Формы работы

Традиционные формы работы:

групповые и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия,

индивидуальные занятия

Нетрадиционные формы работы:

очные экскурсии,

занятие-презентация,

уроки здоровья

викторины,

интеллектуальные игры,

игры-путешествия

моделирование различных ситуаций

книжные выставки и выставки детских рисунков «За здоровый образ жизни»;

тематические стенды,

консультирование родителей

активный отдых (прогулки, спортивные мероприятия, подвижные игры, забавы)

мини – проект «Мое здоровье»

акции «Азбука безопасности», «В гостях у Доктора Айболита»

чтение художественной литературы, которая помогает воспитывать в

детях заботливое отношение к своему здоровью.

Методы работы в рамках программы :

Наглядный (демонстрация плакатов, таблиц, иллюстраций, серии сюжетных картинок, показ слайдов, презентаций, фрагмента мультфильма, организация книжных выставок). Метод используется для усиления впечатления участников.

Практический (практические задания, практическая работа, коллективные творческие дела: оформление стенда, творческие задания – рисование на свободную и заданную тем). Метод используется для отработки практических умений и навыков воспитанников.

Интерактивные методы:

неигровые (дискуссии, мозговой штурм, пары и группы);

игровые (методы организации и руководства игровой деятельностью, методы развития содержания игр и детских взаимоотношений). Непосредственно игры: познавательные, ролевые, развивающие игры, игры-путешествия, деловые игры, упражнения с элементами тренинга, словесные ассоциации)

методы экстремально-приключенческой педагогики (игры - путешествия, школа спасателя, мастерская экстримала и другие, телесно – ориентированные техники: этюды, игры, упражнения и др.);.

Интерактивные методы:

- активизируют мышление;

-способствуют взаимодействию с другими участниками;

-поддерживают высокую мотивацию, эмоциональность;

- учат проявлению рефлексии;

-способствуют снятию негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.

Словесный (художественное слово, беседа, рассказ, обсуждение, анализ, пример, воспитывающая ситуация, устные сочинения, работа с печатными источниками, ведущие к усвоению готовых знаний).

Проектный (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем) способствует развитию самостоятельности, самовыражения и навыка прогнозирования деятельности.

Система методов воспитания (убеждения, упражнения, личный пример, просьба, показ, открытой и скрытой педагогической оценки: поощрение, наказание).

Здоровьесберегающий метод (создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости, выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, соблюдение режима дня, динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная гимнастика, релаксация, спортивные и подвижные игры, игротренинги, психогимнастика и т. д.).

Принципы здоровьесберегающего метода :

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• системного чередования нагрузок и отдыха;

Деятельность в рамках программного направления

Коррекционно-реабилитационная работа по циклу "Слагаемые здоровья" осуществляется в условиях средней группы стационарного отделения круглосуточного пребывания. Коррекционно-развивающая работа по данной программе имеет дифференцированный подход и учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Программа содержит несколько основных направлений.

1) Социально-педагогическое, направленное на формирования потребности к освоению ценностей здоровья, безопасного поведения, физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого оборудования, использование нетрадиционных форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме предполагается дать знания по валеологии (личная гигиена, правильное питание, закаливание организма, строение внутренних органов). С этой целью предполагается внедрение интегрированного подхода. Данная форма работы выбрана потому, что позволяет в процессе реализации программы объединить различные области знаний, В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно : формирование валеологических знаний и физическое развитие.

3) Двигательное – развитие. Особое внимание будет уделено организации спортивных мероприятий, упражнений с мячом, подвижных игр с элементами ходьбы, бега, прыжков на прогулке.

Несовершеннолетние при переводе в среднюю группу стационарного отделения круглосуточного пребывания будут включены в деятельность программы согласно календарно-тематического плана.

В рамках программных мероприятий воспитанники пройдут полный курс реабилитации. В связи с этим воспитатель осуществляет уточняющую (при переводе в стационарное отделение круглосуточного пребывания, срезовую (через 3 месяца) и итоговую (через 6 месяцев) диагностику сформированности представлений и установок на ЗОЖ.

Реализация программных мероприятий имеет периодичность 6 месяцев и носит долгосрочный характер. Программа включает в себя 72 занятия.

В программе широко используются технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат; спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи. Планируется проведение спортивных и физкультурных мероприятий на спортивно игровом комплексе при ГБУ СО СРЦ «Волжанка».

Реализация программного направления предполагает прохождение нескольких этапов:

1 этап. Диагностический

Работа на данном этапе включает в себя осуществление уточняющей (при переводе в стационарное отделение круглосуточного пребывания, срезовой (через 3 месяца, итоговой (через 6 месяцев) диагностики на выявление особенностей формирования представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни.

Были разработаны следующие критерии по выявлению уровня сформирования у воспитанников потребности здорового образа жизни

Алгоритм изучения сформированности основ здорового образа жизни у воспитанников 7-11 лет.

Критерии оценки методики

Представление о здоровье и здоровом образе жизни, понимание взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни Беседа «Представление о здоровье и ЗОЖ»

.

Изучить особенности ценностного отношения к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Незаконченные предложения «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни

Представление об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Проблемная ситуация и ее анализ «Что делать, чтобы быть здоровым,

Представление уровня знаний детей о человеческом организме. Собеседование с элементом дидактической игры «Человеческий организм»

Представление о полезных и вредных для здоровья продуктах. Диагностическое задание «Полезная покупка»,

Представление о полезных и вредных для здоровья продуктах. Рисуночный тест «Полезная для здоровья покупка»,

Представление развития у детей элементарных основ безопасности жизнедеятельности Беседа с применением диагностических картинок: «Элементарные основы безопасности жизнедеятельности»

Выявление вредных привычек и отношение к ним Анкета «Отношение к вредным привычкам»

Для выявления результатов проводимой диагностической работы используются различные методы отслеживания результатов. Это беседа, анкетирование, диагностические задания, проблемные ситуации, рисуночный тест, незаконченные предложения, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности и в свободном общении. В процессе коррекционно-реабилитационной работы постепенно происходит усложнение учебного и диагностического материала.

Диагностическая работа предполагает проведение 3 индивидуальных занятия с каждым ребенком.

II этап. Реабилитационный

Включает в себя 3 блока.

1блок Основы ЗОЖ

Предполагает проведение 27 занятий.

Цель: дать основные знания о санитарно-гигиенических навыках, полноценного и правильного питания, закаливании организма, о строении внутренних органов человека.

Ожидаемый результат блока:

Сформируется осознание бережного отношения к здоровью;

Активизируются знания по профилактике некоторых заболеваний;

Систематизируются понятия о правильном питании;

Сформируются и укрепятся культурно-гигиенические навыки, соблюдение режима.

2блок. Основы безопасности детей.

Составляет 27 занятий.

Цель: формирование знаний воспитанников о действиях в экстремальной ситуации, оказании первой помощи, пропаганду знаний о правилах дорожного движения, формировании негативного отношения к вредным привычкам.

Ожидаемый результат блока:

Сформируется эмоционально-психологическая устойчивость;

Повысится уровень информированности в области оказания первой помощи при травмах

Сформируется адекватная оценка происходящего и желание оказывать помощь пострадавшим.

Сформируется негативное отношение к вредным привычкам;

Сформируется мотивация проявления социально-приемлемых поступков и форм поведения.

3блок. «Быть здоровым – жить в радости»

Составляет 27 занятий.

Цель: ознакомление воспитанников со свойствами человеческого организма, проявляющихся в процессе двигательной активности, знакомства разными видами спорта, пропаганда и формирование активной позиции по отношению к здоровому образу жизни (экскурсии, соревнования, конкурсы)

Ожидаемый результат:

активизируется двигательная деятельность игрового характера,

сформируются положительные эмоции,

сформируется осознанное бережное отношение к своему здоровью.

4 блок «Подвижные игры» «Вместе весело играть»

Включает в себя проведение во время прогулок, в здании, в свободной деятельности:

подвижных игр (с мячом, с прыжками, с бегом) -15

эмоционально-ритмических игр -3

игр малой подвижности-10

Цель: комплексное воздействие на организм и на все стороны развития личности ребенка: физическое, умственное, нравственное.

Ожидаемый результат:

• сформируется овладение жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

• сформируются необходимые морально-волевые и физические качества;

• сформируются организаторские навыки и привычка систематически самостоятельно заниматься играми.

4 блок Работа с родителями

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни у детей.

Работа направлена на информирование родителей о реализации права ребенка на «здоровое развитие», связанное с сохранением и укреплением физического здоровья, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. Данное направление включает в себя проведение 3 тематических бесед, 3 консультаций, рекомендации по запросам, изготовление и распространение

2 памяток

- «Жизнь без опасности!»

3 буклетов.

-«Здоровый образ жизни семьи»

-«Профилактика гриппа и ОРВИ у детей»

-«Берегите зрение детей»

Ожидаемый результат

Сформируется активная родительская позиция.

Повысится компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.

Повысится участие родителей в жизнедеятельности детей

Повысится понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья и ведение правильного образа жизни каждым из членов.

Количественные:

- охват реабилитационными мероприятиями детей средней стационарной группы составит 100%, с которыми будет проведено:

-72 коррекционно-развивающих занятий;

-занятий-презентаций - 10;

-экскурсий - 3

-коллективные творческие дела – 2;

-занятия с элементами тренинга – 12;

-изготовлено памяток и буклетов –3;

-изготовление памяток - 3

-изготовлено наглядного и раздаточного материала – 18;

- количество бесед и консультаций для родителей -6;

Методические средства, используемые для реализации программы :

Художественная литература, учебные пособия, наглядность, аудиовизуальные средства,

Реализация данной программы позволит определить механизмы укрепления здоровья воспитанников, средства формирования основ здорового образа жизни, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Мышеград» Обоснование темы: В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста.

Диагностика и коррекционно-развивающая программа психологической готовности детей с ОНР к школе Диагностика психологической готовности к школе. Субъекты исследования – дети подготовительной группы с ОНР. Задания, которые предлагаются.

Конспект занятия по программе «Слагаемые здоровья» Тема: «Быть здоровым – жить в радости» Цель: формирование установок у воспитанников на ведение здорового образа жизни. 1. Образовательная.

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению «Большое морское путешествие» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Коррекционно-развивающая программа по.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу» Программа «Скоро в школу» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и.

Коррекционно-развивающая работа педагога для устранения агрессии у детей Коррекционно-развивающая работа педагога для устранения агрессии у детей. Подготовила воспитатель ГБУ СО «ОРЦ» Попова С. А. Направления работы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы) СЛАЙД 1 Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические. СЛАЙД 2 Дети с речевыми нарушениями.

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Срок освоения программы – 2 года. Пояснительная записка Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Слагаемые здоровья»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 22:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД