Краеведение в школе VIII вида

Валентина Цебрук
Краеведение в школе VIII вида

Изучение истории родного края или «малой родины», как принято иногда говорить, имеет глубокие корни. Это нашло свое отражение в исторической памяти народа, в его культурных традициях, доказательством чего служат предания и легенды, связанные с тем или иным местом, а также обычаи и обряды, свойственные населению данной местности.

Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. [6]. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред специальной (коррекционной) школой VIII вида и помогает социализировать умственно отсталых школьников.

Главная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида подготовить учащихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни. В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.

Проблемой изучения краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались М. Э. Валце, Е. А Вишнякова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, А. Ф. Гусев, А. М. Данилова, Г. М. Дульнев, Т. М. Лифанова, К. Г. Муратова, Л. В. Петрова, Т. И. Пороцкая, З. В. Свиридова, Е. Н. Соломина, А. В. Усвайская и другие ученые. Данные авторы в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в учебно – воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации.

Учитывая значимость знаний о своей местности, для умственно отсталых школьников, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала.

По современной программе курс природоведения в пятом классе оканчивается разделом «Есть на Земле страна – Россия», который завершается региональным обзором. В девятом классе для обобщения, систематизации и расширения краеведческих знаний у учащихся, программой предусматривается изучение раздела “Свой край ” на уроках географии. Но недостаточная разработанность учебно-методических материалов по этим разделам, созданных с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуального развития, отражается на практической значимости краеведческих знаний для последующей адаптации умственно отсталых детей к условиям конкретной социокультурной среды.

Выше сказанное предполагает, что проведение систематических занятий, экскурсий, прогулок, работы краеведческого кружка, организация работы по внеклассному чтению о Москве, использование мультимедийных презентаций направленных на формирование краеведческих представлений у учащихся с нарушением интеллекта, позволят повысить у них уровень знаний о своем крае.

Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, социального устройства детей с умственной отсталостью средствами краеведения во всей полноте, а является лишь попыткой показать важность этого раздела программы.

Публикации по теме:

Музейная педагогика Направления музейно – исторической деятельности в МБДОУ № 14 «Золушка» 1. Историческое: по изучению истории родного края, малой родины г. Сальска.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Краеведение в школе VIII вида
Опубликовано: 18 января 2014 в 15:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
III часть. Третьяковка в Белгороде! Продолжаем удивляться и восхищаться! П. М....
Вы думаете, что в саду? Тогда, смотрите дальше и, удивляйтесь? И. И. Левитан "Цветущие яблони" А сейчас, очередное творение - А. К. Саврасов...
II часть. Третьяковская картинная галерея — в Белгороде! Идем и фотографируем, с...
Превосходный портрет: дочь мастера Ильи Ефимовича Репина, в исполнении автора. Затаив дыхание и словно попав в мастерские самих авторов, мы "словно...
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста»
Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста» Придёт неслышными шагами, Незримой стужею дохнёт И, всё вокруг укрыв снегами,...
Краткосрочный проект «Загляните в семейный альбом» в группе младшего возраста
Погружаясь в тему "Моя семья" в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме...
Новогодние подвески. Мастер-класс.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Мы оформляли группу по теме "Деревенский Новый год" Тема валенок и варежек прослеживалась во все...