Краеведение в школе VIII вида

Валентина Цебрук
Краеведение в школе VIII вида

Изучение истории родного края или «малой родины», как принято иногда говорить, имеет глубокие корни. Это нашло свое отражение в исторической памяти народа, в его культурных традициях, доказательством чего служат предания и легенды, связанные с тем или иным местом, а также обычаи и обряды, свойственные населению данной местности.

Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. [6]. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред специальной (коррекционной) школой VIII вида и помогает социализировать умственно отсталых школьников.

Главная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида подготовить учащихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни. В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.

Проблемой изучения краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались М. Э. Валце, Е. А Вишнякова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, А. Ф. Гусев, А. М. Данилова, Г. М. Дульнев, Т. М. Лифанова, К. Г. Муратова, Л. В. Петрова, Т. И. Пороцкая, З. В. Свиридова, Е. Н. Соломина, А. В. Усвайская и другие ученые. Данные авторы в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в учебно – воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации.

Учитывая значимость знаний о своей местности, для умственно отсталых школьников, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала.

По современной программе курс природоведения в пятом классе оканчивается разделом «Есть на Земле страна – Россия», который завершается региональным обзором. В девятом классе для обобщения, систематизации и расширения краеведческих знаний у учащихся, программой предусматривается изучение раздела “Свой край ” на уроках географии. Но недостаточная разработанность учебно-методических материалов по этим разделам, созданных с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуального развития, отражается на практической значимости краеведческих знаний для последующей адаптации умственно отсталых детей к условиям конкретной социокультурной среды.

Выше сказанное предполагает, что проведение систематических занятий, экскурсий, прогулок, работы краеведческого кружка, организация работы по внеклассному чтению о Москве, использование мультимедийных презентаций направленных на формирование краеведческих представлений у учащихся с нарушением интеллекта, позволят повысить у них уровень знаний о своем крае.

Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, социального устройства детей с умственной отсталостью средствами краеведения во всей полноте, а является лишь попыткой показать важность этого раздела программы.

Публикации по теме:

Музейная педагогика Направления музейно – исторической деятельности в МБДОУ № 14 «Золушка» 1. Историческое: по изучению истории родного края, малой родины г. Сальска.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Научная лаборатория
  • Осень
Автор публикации:
Краеведение в школе VIII вида
Опубликовано: 18 января 2014 в 15:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Символ 2018 года «Пес Барбос» (мастер-класс изготовления игрушки на елку из бросового...
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Не за горами Новый год! И не секрет, что...
Новогодний сценарий для детей средней группы «Где же Дедушка Мороз?»
Новогодний сценарий для детей средней группы «Где же Дедушка Мороз? » Под веселую музыку дети входят в зал и встают вокруг елки. Ведущий....
Статья в средней группе «Давайте любить Землю»
Природа для нас-кладовая солнца С великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину. » М. М. Пришвин Экологическая культура – это...
Конспект занятия по правилам личной гигиены «Мойдодыр в гостях у ребят»
Цели: Закрепить последовательность умывания, а так же знание предметов личной гигиены и их назначение. Воспитывать желание быть всегда чистым и аккуратным....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Деньги»
Цель: закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни. Задачи: 1. Познакомить детей с деньгами, их предназначением; 2. Упражнять в ориентировке на...