Краеведение в школе VIII вида

Валентина Цебрук
Краеведение в школе VIII вида

Изучение истории родного края или «малой родины», как принято иногда говорить, имеет глубокие корни. Это нашло свое отражение в исторической памяти народа, в его культурных традициях, доказательством чего служат предания и легенды, связанные с тем или иным местом, а также обычаи и обряды, свойственные населению данной местности.

Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. [6]. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред специальной (коррекционной) школой VIII вида и помогает социализировать умственно отсталых школьников.

Главная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида подготовить учащихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни. В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.

Проблемой изучения краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались М. Э. Валце, Е. А Вишнякова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, А. Ф. Гусев, А. М. Данилова, Г. М. Дульнев, Т. М. Лифанова, К. Г. Муратова, Л. В. Петрова, Т. И. Пороцкая, З. В. Свиридова, Е. Н. Соломина, А. В. Усвайская и другие ученые. Данные авторы в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в учебно – воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации.

Учитывая значимость знаний о своей местности, для умственно отсталых школьников, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала.

По современной программе курс природоведения в пятом классе оканчивается разделом «Есть на Земле страна – Россия», который завершается региональным обзором. В девятом классе для обобщения, систематизации и расширения краеведческих знаний у учащихся, программой предусматривается изучение раздела “Свой край ” на уроках географии. Но недостаточная разработанность учебно-методических материалов по этим разделам, созданных с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуального развития, отражается на практической значимости краеведческих знаний для последующей адаптации умственно отсталых детей к условиям конкретной социокультурной среды.

Выше сказанное предполагает, что проведение систематических занятий, экскурсий, прогулок, работы краеведческого кружка, организация работы по внеклассному чтению о Москве, использование мультимедийных презентаций направленных на формирование краеведческих представлений у учащихся с нарушением интеллекта, позволят повысить у них уровень знаний о своем крае.

Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, социального устройства детей с умственной отсталостью средствами краеведения во всей полноте, а является лишь попыткой показать важность этого раздела программы.

Публикации по теме:

Музейная педагогика Направления музейно – исторической деятельности в МБДОУ № 14 «Золушка» 1. Историческое: по изучению истории родного края, малой родины г. Сальска.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Краеведение в школе VIII вида
Опубликовано: 18 января 2014 в 15:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Цветок «Воздушное очарование». Мастер-класс
Цветы – прекрасное творение природы. Цветы являются украшением планеты Земля и всей нашей жизни. Они нас волнуют, радуют, вдохновляют своим ароматом,...
Мастер-класс «Дворик для домашних животных»
Уважаемые коллеги, представляю Вам свою работу - для нашего садика, которая называется "Дворик для домашних животных". Мною были использованы все подручные...
Поздравительная открытка к 8 Марта. Мастер класс.
Открытка для любимой мамочки. Самый лучший на свете человек - это, конечно же, мама. Она ласковая и добрая, самая любимая и родная. На всем белом свете...
Фотоотчет. День Защитника Отечества.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимания фотоотчет о прошедшем мужском празднике, Дне Защитника Отечества. Как всегда в...
Мастер-класс. Аппликация. «Нарциссы для мамы.»
Мастер - класс. Аппликация. "Нарциссы для мамы. " Вот и наступила долгожданная весна. И уже сегодня, в нашем детском саду, начались утренники...