Получи документы

Краткосрочный проект (2 недели) в старшей группе «Первобытный человек. Каменный век»

Наталья Гурова
Краткосрочный проект (2 недели) в старшей группе «Первобытный человек. Каменный век»

Краткосрочный проект (2 недели) в старшей группе «Первобытный человек. Каменный век

Актуальность темы: История для ребенка дошкольника – это большой неизведанный и очень интересный мир. Дети очень часто задают взрослым вопросы: «Как зародилась жизнь на земле? Кто такие первобытные люди, Как развивалась жизнь в древнем мире, «Чем занимались?». История раскрывает детям события и факты, которые происходили с людьми в разные периоды времени, и помогает понять, как развивалась цивилизация. В связи с этим мы вместе с детьми пришли к решению организовать познавательный проект «Первобытный люди. Каменный век

Публикация «Краткосрочный проект (2 недели) в старшей группе „Первобытный человек, Каменный век“» размещена в разделах

Проблема: Детям знакомы понятия «Первобытный человек», «Пещерные люди», но они не знают, как развивалось общество в каменном веке, как организовывали свой быт древние люди.

Цель: дать детям знания о жизни и быте первобытного человека.

Объект: Жизнь первобытного человека (его внешний облик, жилище, питание, быт, культура).

Предмет: Первобытный человек.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представление детей о древнем мире;

2. Познакомить с внешним обликом первобытного человека;

3. Познакомить с достижениями первобытного человека : добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека : охота рыбалка

4. Обогащать словарный запас детей словами: первобытный, пещерный, каменный век, мамонт, древко, шкура и д. р.

Развивающие:

1. Формирование поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2. Развивать конструктивные навыки и умения;

3. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию;

4. Формировать пантомимические способности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией;

5. Способствовать развитию познавательных интересов;

6. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться;

2. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Гипотеза: Дети познакомятся с историей развития древнего человека, узнают о его быте, возрастет интерес к истории и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

• Дети 6-7 лет получат первоначальные знания о жизни первобытного человека.

• Пополнение словарного запаса детей по теме «Жизнь первобытного человека в каменном веке».

• Пополнение развивающей среды в группе.

• Развитие творческих способностей.

• Повышение уровня познавательного развития.

• Развитие умения детей работать в команде, развитие коммуникативных навыков.

• Активное участие детей в реализации проекта

Описание проекта.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели.

Исполнители проекта : дети, воспитатели старшей группы.

Продолжительность проекта : 2 недели

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап

2. Практический этап

3. Обобщающе - результативный этап.

Предварительная работа:

1. Изучение и рассматривание энциклопедии «Большая детская энциклопедия для дошкольников 1000 почему»

2. Просмотр мультипликационного фильма по сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе».

3. Чтение рассказа Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»

4. Чтение рассказа В. Митыпова «Мамонтенок Фуф»

5. Чтение повести Э. д Эрвильи «Приключение доисторического мальчика»

6. Просмотр презентаций.

7. Рассматривание иллюстраций с изображением наскальной живописи.

8. Рассматривание иллюстраций с оружием и орудиями труда первобытных людей.

Заключительная часть:

Продуктивная деятельность: «Сбор жилища первобытного человека».

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «Древний человек»

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2. Познакомить с достижениями первобытного человека : овладением речью, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3. Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

Развивающие:

1. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2. Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4. Способствовать развитию познавательных интересов.

5. Развивать связную речь, словотворчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Ход занятия:

Когда – то очень давно, когда только зарождалась жизнь на земле. Появился человек. Никто не знает откуда он взялся, то ли произошел из обезьяны, то ли прилетел из космоса. Рассматривание иллюстраций (1 слайд – картинка с первобытным человеком). (2 слайд – сравнение первого человека и человека нашего времени)

Д/и «Найди отличия»

Этот первый человек ничего не умел и не знал о жизни земле. Не знал какие опасности его могут ожидать.

Ребята, как вы думаете мы сможем помочь первому человеку освоиться на земле. Что должен сделать человек первым делом? (найти жилище, (3 слайд – жилище древнего человека «пещера»).

Обосновался человек в пещере. Стал испытывать голод. Подумайте ребята, как человек мог добыть себе еду (рыбалка, охота, собирательство) (4 -слайд, но у него не было ни каких приспособлений с помощью, чего он мог бы это сделать. Что ему было нужно сделать и из чего? (камень, палка) (5слайд).

Погода не всегда была теплой, то шел дождь, то дул холодный ветер и в каменной пещере было сыро и не уютно. И стал думать человек, как он может обогреть себя и свой дом. Ребята, вы можете подсказать, как древнему человеку можно было согреть себя и свой дом? (шкур животных и огня). Как он мог добыть огонь (камней, сухой травы и палки) (слайд 6).

После того, как человек научился добывать огонь он получил не только тепло в пещеру, но и мог уже готовить себе еду.

Ребята, а легко ли одному человеку справляться со всеми его делами: добывать пищу, следить за огнем, чтобы он не потух, готовить еду? Как должен был поступить человек? (найти себе подобных). И стали люди собираться в общины, чтобы было легче справляться со всеми трудностями, которые у них возникали.

Ребята, ка вы думаете, как общались древние люди, ведь у них не было в то время такой речи, как у нас? (жестами, мимикой).

Игра «Имитация» (дети с помощью жестов объясняют слова и пытаются их отгадать).

Древние люди испытывали очень много трудностей, их жизнь была насыщена опасностями, и очень сильно она отличается от нашей с вами.

Рефлексия:

Ребята, как вы думаете удалось нам с вами помочь древнему человеку?

Какие трудности у вас возникли?

Что нового вы узнали?

Какие впечатления у вас остались после занятия?

Занятие по изобразительному творчеству (лепка) «Первобытный человек»

Цель занятия: Формирование навыков работы с пластилином, закрепление приемов лепки.

Задачи:

Образовательная: Научить изображать фигуру первобытного человека из пластилина.

Развивающая: Развивать способность детей видеть характерные особенности первобытного человека, развивать способность самостоятельно делить пластилин на части для частей тела человека. Закреплять умение аккуратного пользования пластилином. Развивать воображение, фантазию;

Воспитательная: Воспитывать художественный вкус детей.

Материал: пластилин, доски для лепки, стеки, куски кожи, ткани, меха.

Ход занятия:

Ребята, послушайте загадку и вы узнаете кого мы будем лепить:

Пусть никто не без изъяна,

Только он – не обезьяна:

Может копья заострять

И дубину выбирать,

А из камня – что за диво! –

Ловко сделает рубило.

Кто он? Отвечайте смело!

Это – (человек каменного века).

Ребята, обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите фигуру человека. На прошлом занятии мы с вами говорили, что она отличается от фигуры современного человека. Какая у него осанка, руки, ноги.

Игра «Имитация» (дети изображают походку первобытного человека, движения охоты и т. д).

Дети выполняют лепку человека из пластилина. Из кусков ткани, кожи, меха дети мастерят одежду.

Рефлексия:

Ребята, как вы думаете удалось вам вылепить фигуру древнего человека?

Какие трудности у вас возникли?

Какие впечатления у вас остались после занятия?

Занятие по изобразительному творчеству (рисование) «Наскальная письменность»

Цель:

социализация детей посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

расширять и уточнять представления детей о наскальной живописи, как виде изобразительного искусства;

закреплять знания о свойствах угля;

развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции;

воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое. Как вы, думаете на чем мы можем совершить такое путешествие? (машина времени). Вы готовы? Тогда нам хором дружно нужно сказать слова:

Раз, два, три, четыре,

Пять, можем все мы помечтать.

Хочешь в прошлом очутиться,

В первобытных превратиться,

Лишь скажи, ты: “Раз, два, три,

Быть по-моему вели!”

Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (в пещере). Посмотрите внимательно на стены, что вы видите? (рисунки) (слайд с наскальной живописью на стенах). Как вы думаете для чего древние люди рисовали на стенах пещеры?

У древних людей не было бумаги, ручек и они не умели писать, а сообщение своим соплеменникам им приходилось оставлять, чтобы они знали, куда человек пошел. Ребята, как мог первобытный человек оставить сообщение о том, что он пошел на охоту? (нарисовать на стенах пещеры). Чем он мог нарисовать сообщение? (углем).

Посмотрите на рисунки первобытных людей, они изображены схематично.

Я вам предлагаю стать на время первобытными людьми и на рисовать послание для своих соплеменников. Дети по рисункам догадываются, что хотел передать им товарищ. Наше занятие подходит к концу и нам пора возвращаться:

С миром древним, интересным

Нам пора прощаться,

И в детский сад всем вместе

Пора нам возвращаться.

Рефлексия:

Ребята, как вы думаете удалось вам выполнить наскальную живопись?

Легко или трудно, вам, было отгадывать послание своих друзей

Что нового вы узнали?

Какие впечатления у вас остались после занятия?

Ручной труд «Изготовление орудий труда первобытного человека»

Цель: Познакомить с занятиями древнейших людей. Какие были орудия труда, что с помощью них делали.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с историей создания различных инструментов (копье, топор, палка - копалка и т. д.) Познакомить детей с материалами, из которых изготавливаются орудия труда, с их назначением.

Развивающая: Развивать мышление, память, речь.

Воспитательная: Воспитывать уважение к людям и к их труду.

Материал: палки, камни, веревка, клей, ракушки.

Ход занятия:

Ребята, вы уже многое знаете о древнем мире. Сколько сил приходилось вкладывать человеку для того чтобы выжить. Человек того времени жил в соединении с природой был очень наблюдателен. Расскажите, что приходилось делать человеку в каменном веке для того, чтобы выжить? (ходить на охоту, рыбалку, заниматься собирательством, обрабатывать землю). Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие предметы помогали древнему человеку в быту :

Рыбу надо бы добыть.

Как копьём её убить?

Кость возьмём мы попрочнее,

Чтоб отростки поострее.

Палка, кость… Подключим ум.

И получится …

(Гарпун)

Человек взял палку, камень,

Крепко их перевязал

И полученным орудьем

Целый день в лесу стучал.

Он рубил деревья, ветки.

Чем же? Подскажите, детки!

(Каменный топор)

Дырки в шкуре ею долго

Пробивали. Ох и колка!

Для всех древних то иголка,

Мы её зовём …

(Проколка)

Это главное орудие

На многие века.

Оно сделано из дерева.

Но изменив слегка.

Охотники остроконечник

Привязали на наконечник.

И с тех пор для всех зверей

Нет оружия грозней.

(Копьё)

Человек взял палку, камень

И связал. Ему не лень

Им работать целый день.

Он деревья рубит им.

Чем? Спеши назвать каким?

(Каменный топор)

Назови орудье то,

Что придумано давно

Человеком самым первым.

А для нас сейчас оно

Вовсе даже не нужно.

(палка-копалка)

Д/и «Узнай предмет» (на слайде изображены предметы того времени, дети узнают предмет и рассказывают о его назначении).

(на 2 втором слайде изображены предметы первобытных людей и те же предметы нашего времени. Дети сравнивают и рассказывают об их отличиях и назначениях).

Сегодня я вам предлагаю не много помочь древним людям и помочь им изготовить орудия труда. Подумайте, что мы можем изготовить? Подойдите к столу рассмотрите материал, который лежит на столе и возьмите, то что вам понадобится для работы. (на столе лежат камни, палки, ракушки).

Выбрав материал, дети приступают к работе.

Физ. культ минутка:

Раз первобытные люди пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди в глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли, на нём стали пищу варить.

А ели они руками и воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами, шкурой прикрыты слегка.

Выполняют движения в сочетание словам.

Рефлексия:

Ребята, как вы думаете удалось вам изготовить орудия труда для первобытных людей?

Легко или трудно, вам, было сделать орудия труда? Какие сложности возникли?

Что нового вы узнали?

Какие впечатления у вас остались после занятия?

Занятие по изобразительному творчеству (лепка) «Каких животных приручили первобытные люди

Цель: познакомить детей с историей одомашнивания животных.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с тем, кто являлся предками домашних животных, как их одомашнивали люди.

Развивающие: развивать умение лепить животных из пластилана.

Делить пластилин на части.

Развивать глазомер.

Воспитательные: воспитывать любовь к домашним животным.

Воспитывать умение слушать, активизировать познавательный процесс.

Материал: пластилин, доски для лепки, стеки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами снова совершим путешествие в древний мир.

Все закройте глазки и прочитаем уже знакомое волшебное стихотворение о перемещении:

Раз, два, три, четыре,

Пять, можем все мы помечтать.

Хочешь в прошлом очутиться,

В первобытных превратиться,

Лишь скажи, ты: “Раз, два, три,

Быть по-моему вели!”

Открываем глазки. Рассмотрите картинку и расскажите, что на ней изображено (1 слайд – стоянка первобытных людей). Воспитатель выслушивает ответы детей.

Правильно, готовят еду на костре. А как выдумаете, куда девали люди остатки еды? (кости, (оставляли их рядом собой, чтобы делать из них орудия труда или другие полезные вещи). Кто же к ним мог прийти на запах из леса? (дикие звери). Правильно, какие? (волки). Стали люди покармливать волков, наблюдали за ними, а когда у волка появлялся щенок забирали его себе. Выкармливали маленького волчонка, приручали. Так волк и привык к человеку и стал помогать ему. Чем помогал волк человеку? (охотиться, охранял жилище).

Древние люди часто охотились, что бы прокормить себя и когда они убивали взрослое животное, то детенышей оставляли себе. Так люди приручали животных, каких животных приручили люди вы узнаете из загадок:

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.

(Коза)

Я знаком давно тебе,

Говорю я: "Бе-бе-бе!"

У меня крутые рожки,

В башмачках-копытцах ножки.

(Барашек, овечка)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.

(Лошадь)

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын.

(Поросенок)

Физ. культ минутка:

Вы со мной знакомы близко. Идут по кругу на носочках, крадучись,

Я приветливая киска. держа согнутые руки перед грудью.

Кверху — кисточки на ушках, Останавливаются, встают лицом в круг,

Когти спрятаны в подушках. делают «ушки» из ладошек, затем — «когти»

В темноте я зорко вижу, Вновь идут по кругу крадучись.

Понапрасну не обижу. Крутят пальчиком.

Но дразнить меня опасно — Опять останавливаются, встают лицом в круг

Я царапаюсь ужасно. и показывают «когти»

Что давали животные людям? (молоко, мясо, одежду. С тех пор, как появилось скотоводство люди стали вести оседлый образ жизни, т. е. жить на одном месте.

Пришло время ребята вернуться в группу и приступить к лепке животных:

С миром древним, интересным

Нам пора прощаться,

И в детский сад всем вместе

Пора нам возвращаться.

Дети выбирают, какое животное будут лепить.

Рефлексия:

Ребята, расскажите каких животных вы вылепили?

Легко или трудно, вам, было лепить животных? Какие сложности возникли?

Что нового вы узнали?

Какие впечатления у вас остались после занятия?

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочный космос»Фотоотчёт. Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочный космос» Сегодня у нас закончилась неделя краткосрочного исследовательского проекта, в старшей группе - "Загадочный космос. " Цель которого была,.

Календарный план воспитательно-образовательной работы в старшей группе. Тема недели: «Человек. Части тела. Я вырасту здоровым» Тема: Человек. Части тела. Я вырасту здоровым. Цель. 1. Расширение представлений о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни.

Краткосрочный проект «Неделя книги» в старшей группеКраткосрочный проект «Неделя книги» в старшей группе Проект «Неделя книги»в старшей группе (информационно-творческий, краткосрочный)Название проекта: «Неделя книги». Возраст детей: старшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект (2 недели) в старшей группе «Первобытный человек. Каменный век»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 14:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД