МААМ-картинки

Кружковая работа летом «Занимательная математика»

Светлана Прокопьева
Кружковая работа летом «Занимательная математика»

Кружковая работа

«Занимательная математика»

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание,

тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и

упорство в достижении цели.

(А. Маркушевич)

Публикация «Кружковая работа летом „Занимательная математика“» размещена в разделах

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закреплять и применять знания, полученные в течение учебного года.

На лето мы планируем вести кружок «Занимательная математика».

Цель кружка «Занимательная математика» : закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.

Задачи:

• Развитие логического мышления и творческих способностей.

• Развитие математических способностей и склонностей.

• Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

• Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

• Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

• Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.

При составлении программы работы кружка «Занимательная математика» мы опирались на методические рекомендации Михайловой Зинаиды Алексеевны «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

Работу кружка начинаем со средней группы. Обучение будет осуществляться через максимальное использование занимательного материала, развивающих игр, задач.

Особое внимание уделим математическим развлечениям :

1) задачи-головоломки с палочками;

2) задачи на поиск недостающей в ряду фигуры;

3) игры на составление плоскостных изображений – «Танграм», «Волшебный квадрат», «Пифагор».

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Многие виды деятельности переносятся на воздух или спортзал. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Задачи-головоломки с палочками

Для детей средней группы мы предлагаем головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Начнём с самых простых головоломок.

Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счётных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.

Для детей 5 лет (средняя группа) задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, мы ставим перед собой цель - научить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приёмов, способов, образцов решения.

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек

Например: - Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

- Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Итак, в начальный период обучения детей средней группы решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. С целью развития у них умения планировать ход мысли мы предлагаем детям высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Решение более сложных задач на перестроение фигур следует начинать с тех, в которых с целью изменения фигуры надо убрать определенное количество палочек и наиболее простых - на перекладывание палочек.

Процесс поисков детьми решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Для этого нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат (какие фигуры должны получиться и сколько) и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. В процессе решения необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

Таким образом, в процессе решения задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями анализа задачи, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Например: - В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

- В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Например: - Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

- Переложить 1 палочку чтобы домик был перевернут в другую сторону.

В ходе выполнения выше указанных заданий дети овладевают умением на основе обдумывания процесса поиска (анализа задачи) предполагать решение, проверять его практически, искать новые пути, обосновывать их.

Итак, задачи-смекалки геометрического характера включены нами непосредственно в содержание занятий кружка «Занимательная математика», так как способствуют формированию элементарных математических представлений. Эти головоломки активизируют детскую мысль, развивают логическое мышление, вырабатывают умение догадываться, смекалку и сообразительность, что важно человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к организации поиска решения их детьми.

Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей старшей группы решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Обращая внимание детей на таблицу, предлагаем внимательно рассмотреть её, объясняем, как нужно её решать:

*необходимо рассмотреть первый, верхний ряд фигур (предметов)

*рассмотреть второй, средний ряд

*в третьем, нижнем ряду не хватает одной фигуры (предмета).

Путём анализа, сравнения и сопоставления фигур (предметов) приходим к решению. Постепенно задачи усложняются: от задач, где скрыто 2-3 признака, к задачам, где скрыто 4 признака. Усложнение состоит в анализе фигур не только по горизонтальным рядам, но и по вертикали. Такие усложнения повышают у детей самостоятельность, анализ, быстроту решения.

Примеры: 1. 2. 3.

Игры на составление плоскостных изображений

Особое место среди математических развлечений в работе нашего кружка летом занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Остановимся на всем известной игре «Танграм».

"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Поэтому такие игры мы предлагаем детям подготовительной группы.

Ознакомление ведётся последовательно, поэтапно:

1 этап – ознакомление с набором фигур к игре, составление геометрических фигур по образцу;

2 этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам;

3 этап – составление фигур по образцам контурного характера.

В заключение мы можем сделать вывод, что работа кружка в летний период не пройдёт бесследно для наших детей. В процессе решения данного вида математических задач-развлечений воспитанники овладеют мыслительными операциями, научатся планировать свои действия, обдумывать решения. Всё это способствует развитию у детей логического мышления, сообразительности, внимания, умения сопоставлять и анализировать. Эти навыки помогут детям при поступлении в школу и для успешного их обучения.

Прикреплённые файлы:

kruzhk-rab-letom_n1u2f.pptx | 1501,51 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Занимательная математика»Фотоотчет «Занимательная математика» В нашей средней группе ведется большая спланированная работа по формированию элементарных математических представлений. Вся наша работа.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Консультация для родителей «Занимательная математика» Ирина Липухина Консультация для родителей «Занимательная математика» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования.

КВН «Занимательная математика» Дети заходят под музыку «Мы начинаем КВН». Цель игры: проверка умений и знаний детей, умение понимать поставленную задачу и решать её в.

Лэпбук «Занимательная математика»Лэпбук «Занимательная математика» Лэпбук: «Занимательная математика». Выполнили: Ледянова С. Г., Бурлай Е. Ю. Данный лэпбук представляет материал, направленный на развитие.

Педагогический проект «Страна занимательная Математика» Пояснительная записка: Актуальность проекта Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали.

Проект «Занимательная математика» Название проекта: «Занимательная математика» Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный (3 месяца) Участники: дети средней.

Рабочая программа развивающего кружка «Занимательная математика» По развитию логического мышления И математических способностей «Занимательная математика» Составитель: Повтарь Елена Сергеевна 2014-2015.

Сценарий игры КВН «Занимательная математика» Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Образовательные: Закрепить умения.

Занимательная математика в детском саду Занимательная математика в детском саду. Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с ФГОС..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа летом «Занимательная математика»
Опубликовано: 27 июня 2016 в 16:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД