Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет

Валентина Казмерова
Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет

Пояснительная записка

Кружок «Любознайки» разработан для детей 6 – 7 лет.

Содержание занятий кружка составлено на основе методики организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду под редакцией А. И. Ивановой и пособий под редакцией О. В. Дыбиной, Н. А. Рыжовой.

В кружке занимается 23 ребёнка. Работу проводим по подгруппам. Кружок расчитан на 1 год.

Занятия кружка начинаются с октября месяца. Проводятся 1 раз в неделю во 2 – ую половину дня. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа.

Цель: обогатить знания детей путем практической деятельности через наблюдения, опыты и исследования.

Задачи:

- формировать представления о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты;

- анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

- подвести детей к пониманию, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды;

- анализировать результаты наблюдений и экспериментов, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Кружок позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.

В результате освоения опытно-исследовательской деятельности дети к концу года могут:

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- ухаживать за растениями в уголке природы;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и

жизнью живых организмов;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их

использованием;

- делать выводы о том, как человек может беречь природу;

- определять происхождение рукотворных предметов;

- проводить опыты, исследования, эксперименты, давать отчет об увиденном, делать элементарные выводы и умозаключения.

Учебный материал

№ Тема Количество занятий

1 Октябрь – ноябрь Воздух 6

2 Декабрь – январь Вода 6

3 Февраль Материалы. Свойства материалов. 4

4 Март Растения 4

5 Апрель Почва. Песок. Глина. Камни. 4

6 Май Магниты. 1

7 Электричество. 1

8 Вес. Притяжение. 1

Итого: 27 занятий

Примечание

На лето могут быть предложены темы:

1. «Человек и природа:

2. «Человек охраняет природу»

ВОЗДУХ

1. «Воздух и его роль в жизни человека»

«Как увидеть воздух»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Дать понятие о загрязнении воздуха. Развивать познавательные способности. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

2. «Как услышать воздух»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать сосредоточенность, трудолюбие.

- «Воздух поет и свистит»

- «Уши разные нужны, уши разные важны»

3. «Атмосферное давление»

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства воздуха, обнаруживать атмосферное давление. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес, сосредоточенность.

- «Что быстрее»

- «Почему не выливается?»

4. «Носы нужны не только для красы»

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, о его значении в жизни живых организмов. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес.

- «Как мы дышим»

- «Как мы чувствуем запах»

5. «Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

6. «Воздух, ветер, человек»

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер). Продолжать знакомить детей с воздухом, его роли в жизни живой природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, интерес.

- «Ветряная мельница»

- «Парусные корабли»

- «Воздушный змей»

- «Как человек научился летать»

- «Что еще умеет делать воздух»

ВОДА

1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Развивать любознательность, познавательные способности.

Воспитывать интерес.

2. «Эта волшебница – вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Учить детей самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное. Делать простейшие выводы, логические умозаключения на основе сравнения, сопоставления.

Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать интерес к большим и маленьким открытиям.

3. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

«Разноцветные льдинки»

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле и превращается в воду, на холоде – превращается в лед. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать эмпатию, желание помочь другим.

Воспитывать аккуратность в работе.

4.«Вода нужна всем»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

5. «Почему воду нужно беречь?»

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как природному ресурсу. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

6. «Я и река»

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

МАТЕРИАЛЫ. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

1. «Дерево». «Металл»

Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: метал тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать интерес к занятию, сосредоточенность.

2. «Ткани»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – тканями;

- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке;

- рассказать о использовании тканей в жизни человека.

Развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитывать целеустремленность.

3. «Пуговицы»

Цель: познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами;

продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету;

рассказать о применении пуговиц в жизни человека. Развивать любознательность, восприятие. Воспитывать трудолюбие.

4. «Стекло»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятию.

Примечание: в случае замены занятия, или дополнительного занятия может быть предложена

тема: «Бумага»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом - бумага; продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке; рассказать о использовании бумаги в жизни человека. Развивать творческие способности.

Воспитывать трудолюбие, интерес.

РАСТЕНИЯ

1. «Растения в нашем уголке природы»

Цель: уточнить представления детей о некоторых видах растений, их внешнем виде, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новым растением. Развивать познавательный интерес к миру растений, умение наблюдать. Воспитывать любовь, внимательное и заботливое отношение.

2. «Где растения любят жить?»

Цель: Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. «Растения – легкие Земли»

Цель: дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

4. «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»

«Как растут растения?»

Цель: обобщить представления детей о росте и развитии растений подвести детей к выводу о необходимости влаги, света, тепла, удобрений для роста растений. Закрепить знания о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, умение распознавать эти экземпляры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

ПОЧВА

1. «Почва – живая земля»

«Для чего нужна почва?»

«Как растения дружат с почвой»

Цель: показать значение почвы в природе, ее связь с другими компонентами. На примере наблюдений познакомить детей с круговоротом вещества в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Развивать экологическую культу. Воспитывать бережное отношение к природе.

ПЕСОК

2. «Знакомимся с песком» (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

«Такой разный песок»

«Откуда берется песок»

«Кто живет в песчаном доме»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок, его свойствами. Показать детям разнообразие объекта неживой природы, дать элементарные представления о происхождении песка. Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях и их приспособленностью к таким условиям. Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

ГЛИНА

3. «Знакомимся с глиной»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как глина, ее свойствами

(вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду, использование глины

человеком (производство посуды, игрушек, строительство). Развивать эстетический вкус

детей; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным

материалам и сделанным из них предметам.

КАМНИ

4. «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес, бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам

- знакомство с коллекцией камней, их отличительными признаками;

- камни – орудие труда человека;

- как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления,

альпинарии)

- драгоценные камни и украшения;

- подземные кладовые (уголь, руды).

МАГНИТЫ

1. «Знакомимся с магнитами»

Цель: познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,

выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.

Развивать познавательный интерес. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

2. «Электричество»

Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов; установить причину его возникновения; выявить взаимодействие двух

наэлектризованных предметов. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать

интерес.

3. «Вес. Притяжение»

Цель: дать детям понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. Развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

1. «Наша Земля»

Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли. Развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.

2. «Что такое природа? Живая и неживая природа».

Цель: Продолжать учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Развивать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – как часть природы).

Воспитывать любовь к природе.

3. «Кладовая Земли»

Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.

Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ

1. «Как все живое растет?»

Цель: продолжать знакомство детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать любовь

к природе.

2. «Учитесь жалеть и беречь».

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

3. «Что такое заповедник?»

Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Развивать умение анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

4. «Красная книга. Для чего она нужна?»

Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставит Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Публикации по теме:

Кружок «Мастерилочка» в детском садуКружок «Мастерилочка» в детском саду Доброе время суток! Хочу рассказать о моих маленьких мастерицах. Я уже недавно рассказывала о том,что мои красавицы очень увлеклись техникой.

Подсолнухи. Объемная аппликацияПодсолнухи. Объемная аппликация В нашем детском саду был объявлен конкурс "Летнии фантазии" и у нас встал вопрос что же сделать вместе с детьми. Дети старшего дошкольного.

Автор публикации:
Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет
Опубликовано: 22 января 2013 в 11:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»
Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку, в первую очередь,...
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...