Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет

Валентина Казмерова
Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет

Пояснительная записка

Кружок «Любознайки» разработан для детей 6 – 7 лет.

Содержание занятий кружка составлено на основе методики организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду под редакцией А. И. Ивановой и пособий под редакцией О. В. Дыбиной, Н. А. Рыжовой.

В кружке занимается 23 ребёнка. Работу проводим по подгруппам. Кружок расчитан на 1 год.

Занятия кружка начинаются с октября месяца. Проводятся 1 раз в неделю во 2 – ую половину дня. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа.

Цель: обогатить знания детей путем практической деятельности через наблюдения, опыты и исследования.

Задачи:

- формировать представления о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты;

- анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

- подвести детей к пониманию, что жизнь человека на Земле зависит от окружающей среды;

- анализировать результаты наблюдений и экспериментов, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Кружок позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.

В результате освоения опытно-исследовательской деятельности дети к концу года могут:

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- ухаживать за растениями в уголке природы;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и

жизнью живых организмов;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их

использованием;

- делать выводы о том, как человек может беречь природу;

- определять происхождение рукотворных предметов;

- проводить опыты, исследования, эксперименты, давать отчет об увиденном, делать элементарные выводы и умозаключения.

Учебный материал

№ Тема Количество занятий

1 Октябрь – ноябрь Воздух 6

2 Декабрь – январь Вода 6

3 Февраль Материалы. Свойства материалов. 4

4 Март Растения 4

5 Апрель Почва. Песок. Глина. Камни. 4

6 Май Магниты. 1

7 Электричество. 1

8 Вес. Притяжение. 1

Итого: 27 занятий

Примечание

На лето могут быть предложены темы:

1. «Человек и природа:

2. «Человек охраняет природу»

ВОЗДУХ

1. «Воздух и его роль в жизни человека»

«Как увидеть воздух»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Дать понятие о загрязнении воздуха. Развивать познавательные способности. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

2. «Как услышать воздух»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать сосредоточенность, трудолюбие.

- «Воздух поет и свистит»

- «Уши разные нужны, уши разные важны»

3. «Атмосферное давление»

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства воздуха, обнаруживать атмосферное давление. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес, сосредоточенность.

- «Что быстрее»

- «Почему не выливается?»

4. «Носы нужны не только для красы»

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, о его значении в жизни живых организмов. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес.

- «Как мы дышим»

- «Как мы чувствуем запах»

5. «Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

6. «Воздух, ветер, человек»

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер). Продолжать знакомить детей с воздухом, его роли в жизни живой природы. Развивать наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, интерес.

- «Ветряная мельница»

- «Парусные корабли»

- «Воздушный змей»

- «Как человек научился летать»

- «Что еще умеет делать воздух»

ВОДА

1. «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Развивать любознательность, познавательные способности.

Воспитывать интерес.

2. «Эта волшебница – вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Учить детей самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное. Делать простейшие выводы, логические умозаключения на основе сравнения, сопоставления.

Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать интерес к большим и маленьким открытиям.

3. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

«Разноцветные льдинки»

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле и превращается в воду, на холоде – превращается в лед. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать эмпатию, желание помочь другим.

Воспитывать аккуратность в работе.

4.«Вода нужна всем»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

5. «Почему воду нужно беречь?»

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как природному ресурсу. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

6. «Я и река»

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

МАТЕРИАЛЫ. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

1. «Дерево». «Металл»

Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: метал тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе, определить, из чего он сделан.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать интерес к занятию, сосредоточенность.

2. «Ткани»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – тканями;

- продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке;

- рассказать о использовании тканей в жизни человека.

Развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитывать целеустремленность.

3. «Пуговицы»

Цель: познакомить детей с рукотворными предметами – пуговицами;

продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размерам и цвету;

рассказать о применении пуговиц в жизни человека. Развивать любознательность, восприятие. Воспитывать трудолюбие.

4. «Стекло»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятию.

Примечание: в случае замены занятия, или дополнительного занятия может быть предложена

тема: «Бумага»

Цель: познакомить детей с рукотворным материалом - бумага; продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке; рассказать о использовании бумаги в жизни человека. Развивать творческие способности.

Воспитывать трудолюбие, интерес.

РАСТЕНИЯ

1. «Растения в нашем уголке природы»

Цель: уточнить представления детей о некоторых видах растений, их внешнем виде, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новым растением. Развивать познавательный интерес к миру растений, умение наблюдать. Воспитывать любовь, внимательное и заботливое отношение.

2. «Где растения любят жить?»

Цель: Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. «Растения – легкие Земли»

Цель: дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

4. «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»

«Как растут растения?»

Цель: обобщить представления детей о росте и развитии растений подвести детей к выводу о необходимости влаги, света, тепла, удобрений для роста растений. Закрепить знания о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях, умение распознавать эти экземпляры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

ПОЧВА

1. «Почва – живая земля»

«Для чего нужна почва?»

«Как растения дружат с почвой»

Цель: показать значение почвы в природе, ее связь с другими компонентами. На примере наблюдений познакомить детей с круговоротом вещества в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Развивать экологическую культу. Воспитывать бережное отношение к природе.

ПЕСОК

2. «Знакомимся с песком» (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

«Такой разный песок»

«Откуда берется песок»

«Кто живет в песчаном доме»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок, его свойствами. Показать детям разнообразие объекта неживой природы, дать элементарные представления о происхождении песка. Познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в песчаных местообитаниях и их приспособленностью к таким условиям. Развивать любознательность. Воспитывать интерес.

ГЛИНА

3. «Знакомимся с глиной»

Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как глина, ее свойствами

(вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду, использование глины

человеком (производство посуды, игрушек, строительство). Развивать эстетический вкус

детей; воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным

материалам и сделанным из них предметам.

КАМНИ

4. «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. Развивать познавательные способности. Воспитывать интерес, бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам

- знакомство с коллекцией камней, их отличительными признаками;

- камни – орудие труда человека;

- как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления,

альпинарии)

- драгоценные камни и украшения;

- подземные кладовые (уголь, руды).

МАГНИТЫ

1. «Знакомимся с магнитами»

Цель: познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком.

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,

выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.

Развивать познавательный интерес. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

2. «Электричество»

Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов; установить причину его возникновения; выявить взаимодействие двух

наэлектризованных предметов. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать

интерес.

3. «Вес. Притяжение»

Цель: дать детям понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. Развивать любознательность, наблюдательность.

Воспитывать интерес.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

1. «Наша Земля»

Цель: формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли. Развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.

2. «Что такое природа? Живая и неживая природа».

Цель: Продолжать учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Развивать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – как часть природы).

Воспитывать любовь к природе.

3. «Кладовая Земли»

Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.

Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ

1. «Как все живое растет?»

Цель: продолжать знакомство детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Развивать познавательные способности, любознательность. Воспитывать любовь

к природе.

2. «Учитесь жалеть и беречь».

Цель: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

3. «Что такое заповедник?»

Цель: продолжать знакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Развивать умение анализировать, делать выводы.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

4. «Красная книга. Для чего она нужна?»

Цель: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставит Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Публикации по теме:

Кружок «Мастерилочка» в детском садуКружок «Мастерилочка» в детском саду Доброе время суток! Хочу рассказать о моих маленьких мастерицах. Я уже недавно рассказывала о том,что мои красавицы очень увлеклись техникой.

Подсолнухи. Объемная аппликацияПодсолнухи. Объемная аппликация В нашем детском саду был объявлен конкурс "Летнии фантазии" и у нас встал вопрос что же сделать вместе с детьми. Дети старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Кружок «Любознайки», для детей 6–7 лет
Опубликовано: 22 января 2013 в 11:50
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...