Лучший педагог года

Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы

Светлана Шайбулатова
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы

Программа кружка

по ознакомлению с устным народным творчеством

«В гостях у дедушки Фольклора»

для детей первой младшей группы

Пояснительная записка

«Детский фольклор пробуждает

к жизни семена родного слова,

всегда коренящиеся, хотя

и бессознательно, в душе ребенка».

К. Д. Ушинский

Публикация «Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством „В гостях у дедушки Фольклора“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы :

развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;

Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;

Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;

Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;

Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;

Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;

Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.

Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми первой младшей группы составляет 10-15 минут.

Ожидаемые результаты:

Освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры и т. д.);

Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;

Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;

Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Учебный план на 2016-2017 учебный год.

Октябрь

1. Тема «В гости к дедушке Фольклору»

Цель: познакомить детей с понятием «Фольклор». Дать общие представления о видах жанра в форме театрализованной деятельности (показ слайдов, картин, фотографий).

2. Тема «Ладушки, ладушки!

Цель: познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.

3. Тема «Путешествие в сказку «Репка»».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку, называть персонажей. Проявить у детей интерес к инсценировке животных.

4. Тема «Ходит сон близ окон».

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».

Ноябрь

1. Тема «Каравай, каравай!»

Цель: Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.

2. Тема «Идёт коза рогатая».

Цель: продолжать знакомство детей с потешками. Формировать у детей желание повторять движения за воспитателем и воспроизводить слова.

3. Тема «Коза и волк»

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказку. Активизировать речь детей.

4. Тема «Люлю-люлюшечки»

Цель: Продолжать знакомство с колыбельной песней. Прослушать колыбельную «Люлю-люлюшки», постараться разучить.

Декабрь

1. Тема «Ух, зимушка – зима»

Цель: провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», послушать русскую народную песенку «Ух, зимушка – зима». Рассмотреть с детьми иллюстрации по данной тематике.

2. Тема «Курочка Ряба»

Цель: познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба» (пальчиковый театр). Учить узнавать героев и называть их. Закрепить и расширить знания о домашних птицах. Познакомить с прибауткой «Куд – куда».

3. Тема «Водичка, водичка»

Цель: Заучивание потешки «Водичка-водичка». Вызвать радость от прослушивания частушки, желание ее прослушать еще и еще и участвовать в рассказывании. Продемонстрировать умывание куклы Кати в соответствие с текстом.

4. Тема «Зайка беленький сидит»

Цель: Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка серенький сидит». Рассказать о таком жанре фольклора, как русская народная игра.

Январь

1. Тема «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Цель: познакомить детей с праздником Рождества. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить с потешкой «Ты мороз, мороз».

2. Тема «Из-за леса, из-за гор…»

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как небылица. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

3. Тема «Колобок»

Цель: познакомить детей со сказкой «Колобок» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку. Побуждать детей проговаривать слова Колобка. Закрепить с детьми названия диких животных.

4. Тема «Котик – коток»

Цель: почитать с детьми потешки «Пошел котик во лесок» и «Киска, брысь». Вспомнить с детьми песенки о кошке. Проведение русской народной игры «Кто у нас хороший?»

Февраль

1. Тема «Теремок»

Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок». Учить узнавать и называть персонажей. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге и закрепить названия диких животных.

2. Тема «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель: познакомить детей с потешкой. Стараться повторять слова и движения. Активизировать словарный запас детей. По картинкам стараться воспроизвести о том, о чем говорится в потешке.

3. Тема ««Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Цель: познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».

4. Тема «Знакомство с загадкой»

Цель: Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Познакомить с загадкой о кошечке.

Март

1. Тема «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Цель: провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме. Разучить песенку для мамы «Ой лады, лады.».

2. Тема «Приди, весна с радостью»

Цель: поговорить о таком жанре, как заклички, для чего они применялись в старину. Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».

3. Тема «Петушок, петушок»

Цель: познакомить детей с Петушком. Разучивание потешки о петушке, дидактическая игра «Похвали Петушка».

4. Тема «Маша и медведь»

Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Апрель

1. Тема «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Цель: познакомить детей с потешкой «Солнышко, вёдрышко». Почитать заклички для солнышка. Поиграть в игру «Солнечный зайчик».

2. Тема «Ой ду-ду-ду-ду»(вместе с музыкальным руководителем)

Цель: познакомить и дать общие представления о русских народных музыкальных инструментах. Показать как они звучат, рассказать об их значении.

3. Тема «Матрешки»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».

4. Тема «Наши уточки с утра»

Цель: Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке, понимать простые по форме и содержанию вопросы.

Май

1. Тема «Мирись, мирись»

Цель: познакомить с жанром фольклора считалки (мирилки). Побеседовать с детьми о том, что нужно дружить и играть вместе, а если поссоритесь, то можно быстро помириться с помощью считалки – мирилки, проведя ритуал с мизинчиком. Воспитывать в детях доброту.

2. Тема «Гуси-лебеди»

Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, знакомство с народной игрой «Гуси – лебеди».

3. Тема «Жили у бабуси»

Цель: вспомнить с детьми русские народные песни. Импровизация под песню «Жили у бабуси». Учить повторять слова и движения за воспитателем.

4. Тема «Прощаемся с дедушкой Фольклором»

Цель: обобщить с детьми какие жанры фольклора мы узнали в течение года. С какими героями познакомил нас дедушка фольклор? Кто больше всего запомнился. Анализ деятельности в течение проведенного года.

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1983. – 448 с.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 299 с.

6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

8. Радынова О. П. Баюшки-баю / О. П. Радынова. – М., 2011.

9. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.

10. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2015 г.

11. Шестернина Н. Л. Круг чтения. Дошкольная программа. Первая младшая группа. Русский фольклор. Песни. Потешки. Заклички. Считалки. Сказки. Притчи. Стихи. Рассказы. – Школьная книга, 2014.

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Ребенок в детском саду»

14. Журнал «Воспитатель ДОУ»

15. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

«В гостях у Зайчика». Развлечение для детей первой младшей группы Малыши стайкой заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель приветствует детей и предлагает спеть песню..

Конспект открытого занятия по развитию связной речи детей второй младшей группы. «В гостях у дедушки и бабушки». Цель: Закрепить знание детьми домашних животных и их детенышей. Продолжать учить детей отвечать на вопросы. Закреплять умение употреблять.

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством. «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с видом народного творчества – «Русская матрешка». Задачи: сформировать у детей первичное представление о виде народного.

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы. Тема: «Экскурсия на птичий двор». Программные задачи:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость.

Сценарий мероприятия по ознакомлению детей с с устным народным творчеством «Петрушка»Сценарий мероприятия по ознакомлению детей с с устным народным творчеством «Петрушка» ель: познакомить детей с устным народным творчеством. Действующие лица: Кощей Мальчик Иван Мальчик Федя Медведь Петрушка Хозяйка Петрущка:.

ООД «Мой конь» (знакомство детей с устным народным фольклором во второй младшей группе) Цель: продолжать знакомить детей с устным народным фольклором (потешками) Задачи: -познакомить детей с потешкой "Ходит конь по бережку" -формировать.

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,.

Перспективное планирование работы с детьми 2–3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством (по месяцам) Сентябрь-Октябрь-НоябрьСказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» Загадки про домашних и диких животных Пословицы и поговоркиСентябрь.

Проект «Знакомство с устным народным творчеством». Фотоотчет.Проект «Знакомство с устным народным творчеством». Фотоотчет. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 22:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД