Культура речи педагога

Ирина Коровина
Культура речи педагога

Семинар – практикум

Заместитель заведующего ВМР ДОУ №21 города Дубны Московской области, Коровина И. В.

«Искусство говорить с детьми»

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Культура речи как наука –

языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.

Культура речи –

владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Компоненты культуры речи педагога:

Грамотность построения фраз.

- грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.

Простота и ясность изложения: немногословие.

Выразительность:

- интонация и тональность;

- темп речи, паузы;

- динамика звучания голоса;

- словарное богатство;

- образность речи;

- дикция.

Правильное использование специальной терминологии:

- исключение режущих слух фразеологических оборотов;

- исключение лишних слов.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Выразительность пластики тела

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

При общении необходимо следовать некоторым принципам:

принимать ребенка таким, каков он есть;

помнить, что каждый человек самобытен;

верить в способности воспитанников

стимулировать их творческую активность;

уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достоинства ребёнка;

не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

помнить, что любой может ошибаться;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

Неуместное использование звукоподражательных слов;

Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Практикум:

«Искусство говорить с детьми»

1. Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:

Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.

У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса)

2. Игра «Правильно ли мы говорим?»

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».

Произнесите слова с правильным ударением:

1 команда – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя

2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр

3 команда - верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент

Произнесите правильно:

1 команда - конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки)

2 команда – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор, несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)

3 команда – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай, килограмм (сахар, много (шум)

Прочтите правильно:

- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)

1 команда.

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.

2 команда.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

3 команда

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру

Я (надела, одела) пальто на Свету

памятка культура речи педагога

Публикации по теме:

Организованная дополнительная образовательная деятельность в кружке «Английский малышам» Коровина И. В., педагог дополнительного образования ДОУ №21 города Дубны Московской области Организованная дополнительная образовательная.

План методической недели .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Культура речи педагога
Опубликовано: 18 января 2012 в 21:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...