МААМ-картинки

Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.

Мира Сербигешева
Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.

Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития.

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значительными становятся возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения хакасского этноса, в котором заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни и бережного, священного отношения к окружающей среде.

Публикация «Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка,» размещена в разделах

В этой связи необходимо привести слова кандидата педагогических наук О. К. Кышпанаковой: «Тема весьма актуальная, особенно сейчас, в период бездуховности и нравственной деградации народа. Поэтому её следует рассматривать не только как часть философского осмысления традиционного мировоззрения хакасов, но и как социально – этнопедагогический институт».

Учебные стандарты национально – регионального компонента в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребенком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включении народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно в тех или иных ситуациях, на основе идей народной педагогики;

- формировать эмоционально – положительное отношение к людям разных национальностей;

- обогатить знания детей о Хакасии;

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Для решения этих задач мы создали предметно-развивающую среду в Хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакассии. Для того, чтобы работа по данной теме велась в системе было составлено перспективное планирование на основе минимума содержания национально-регионального компонента в дошкольном образования. В нем дано название темы занятия и его содержание. Формы проведения занятий различны: комплексные, интегрированные, викторины, КВН, экскурсии. Занятия свои стараемся разнообразить, применяя различные игры, наглядность, художественную литературу, чтобы интерес у детей не терялся. Значительное внимание уделяем изучению, культуре хакасского народа и обучению детей родному языку по программе Иркечек

Ознакомление ведем через познавательные занятия по краеведению и ин-тегрированные занятия по хакасскому языку (хакасский язык + этнические пред-ставления).

Актуальна на данном этапе жизни хакасского народа этнопедагогика: воспитание трудолюбия, физическое развитие нравственные качества - честность, справедливость, скромность и т. д.

Совместная деятельность выделена в отдельный раздел - это чтение хакасских народных сказок, произведений хакасских писателей, заучивание стихов местных поэтов, пословиц, поговорок, знакомим с народными играми, подготовка к хакасским народным праздникам, организация фотовыставки о Хакассии.

Особенно большой интерес дети проявляют к национальным играм. Чтобы игры проходили интересно - в играх используем атрибуты, которые подчеркивают характер национальной игры (мелей, самнах, хазыхтар, хурлар, платтар). Большой популярностью пользуются игры в бараньи альчики (хазых) и коровьи бабки (сахе). Дети познают, что выигрыш связывался с магией плодородия и скотоводческим хозяйством. Дети любят играть в такие игры: «курес», «перетягивание пояса», «перетяни палку». Эти игры являются неотъемлемой частью физической закалки детей. Они развивают силу, ловкость, волю, внимание, меткость. Воспитывают смелость, решительность, чувство коллективиз-ма, любовь к родному краю.

Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нрав-ственности, быта отразил народ в пословицах, поговорках, загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье. Пословицы ориентируются на подчинение авторитету старших, но на их мудрость, на гуманное заботливое отношение к младшим. Например: «Старших почитай, младших оберегай».

На протяжении веков хакасский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам художественных устных произведений. Очень интересны и познавательны легенды о родном крае, городе, животных. Приглашаем артистов Хакасской республиканской филармонии, организовали музей, который состоит из жилища хакасов - юрты, где дети могут увидеть хакасскую народную утварь, национальную одежду. Знакомятся с историей годного края.

Особое внимание уделяем народным обычаям и в частности гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник «Хуртаях». Дети готовятся к таким праздникам. Проводят исследовательскую работу вместе с родными. Составляют генеалогическое дерево рода. Дети при этом познают свои корни, развивается уважительное отношение к старшему поколению. Родители с удовольствием помогают в приготовлении национальных блюд, приготовлении атрибутов, костюмов. В День весеннего равноденствия проводим праздник «Чыл пазы» (Новый год). Чыл Пазы - это праздник семьи, единства народа. Чыл Пазы - Голова Года, предельно наполненный смыслом поклонения Солнцу и почитания природы, должен стать объединяющим началом для всех представителей национальных культур нашей республики, так как это праздник гостеприимства, всепрощения, очищения, гармонии и согласия. Детям очень нравится этот праздник своей красочностью и яркостью. У детей формируется познавательный интерес к культуре хакасского народа, расширяются этнические представления. Все эти праздники помогают нам воспитывать у детей любовь и уважение к тому месту, где родился и живешь.

В результате данной работы у детей развивается познавательный интерес к культуре, истории, традициям хакасского народа и формируются социально-нравственные качества (этика межнациональных отношений, толерантность, уважение).

Публикации по теме:

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных.

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детейКультурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Одоеве, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Педсовет «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педсовет.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе Развитие мыслительных операций у дошкольника как основа готовности ребенка к обучению в школе. Трусилина Светлана Валерьевна, воспитатель.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка.
Опубликовано: 21 августа 2017 в 17:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД