МААМ-картинки

Лабораторные работы по биологии (7 класс)

Татьяна Корзникова
Лабораторные работы по биологии (7 класс)

Лабораторная работа.

Тема: Строение инфузории-туфельки.

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки.

Оборудование: Микроскоп, препарат инфузории-туфельки.

1. Рассмотрите форму тела инфузории-туфельки, внешнее строение: отличие передней части от задней.

2. Рассмотрите внутреннее строение инфузории туфельки. Найдите все органоиды, обеспечивающие жизнь данному животному.

3. Зарисуйте строение тела инфузории, отметьте на рисунке все органоиды.

4. Ответьте на вопросы:

• Почему инфузория-туфелька так названа?

Публикация «Лабораторные работы по биологии (7 класс)» размещена в разделах

• Какие признаки доказывают более сложную организацию инфузории-туфельки по сравнению с амебой протеем и эвгленой зеленой?

• В чем особенность процесса размножения инфузории-туфельки?

5. Сделайте вывод: Почему инфузория – туфелька относится к простейшим?

Лабораторная работа.

Тема: Внешнее строение дождевого червя.

Цель: Изучить внешнее строение червя.

Оборудование: Садок с дождевыми червями, салфетка, лупа, стекло, лист плотной бумаги, пинцет, кусочек лука.

Ход работы.

1. Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите брюшную и спинную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.

2. Рассмотрите при помощи лупы щетинки на брюшной стороне червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание.

3. Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикоснитесь листочком бумаги, поднесите кусочек лука.

4. Зарисуйте внешнее строение дождевого червя, сделайте подписи к рисунку.

5. Занесите результаты исследований в таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

6. Сделайте вывод. На основании наблюдений дайте характеристику дождевому червю, как представителю малощетинковых кольчатых червей.

Лабораторная работа.

Тема: Внутреннее строение дождевого червя.

Цель: Изучить внутреннее строение дождевого червя.

Оборудование: Готовый препарат дождевого червя, микроскоп.

Ход работы.

1. Рассмотрите препарат дождевого червя под малым увеличением или рисунок внутреннего строения червя.

2. Пользуясь учебником, определите, какие органы вы увидели.

3. Зарисуйте увиденное в тетрадь.

4. Заполните таблицу:

Система

Органы ее образующие

5. Сделайте вывод. На основе наблюдений за дождевым червем назовите признаки, отличающие кольчатых червей от других ранее изученных?

Лабораторная работа.

Тема: Строение раковин моллюсков.

Цель: Изучить строение раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Оборудование: Раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Ход работы:

1. Рассмотрите раковины брюхоногих моллюсков. Найдите основные части раковины: устье, завитки, вершину, пупок. Подсчитайте количество завитков раковины.

2. Зарисуйте внешнее строение раковины брюхоногого моллюска и ее распил, отметьте все части на рисунке.

3. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска – перловицы. Найдите передний (широкий) и задний (узкий) концы раковины.

4. Исследуйте створку раковины снаружи, отыщите самую возвышенную (и наиболее старую) ее часть – верхушку. Рассмотрите окружающие ее слои годового прироста. Определите по их числу возраст перловицы.

5. Рассмотрите наружный роговой слой раковины. Если он на верху стерся, заметен средний фарфоровый слой. С внутренней стороны створки виден перламутровый слой.

6. Найдите внутри раковины у ее верхнего края выступ – зубы.

7. Зарисуйте створку раковины в тетрадь.

8. Ответьте на вопросы и сделайте вывод:

o Из каких слоев состоит раковина моллюска?

o Какое значение имеет раковина в жизни моллюска?

Лабораторная работа

Тема: Внешнее строение насекомого.

Цель: Изучить внешнее строение насекомого, установить особенности насекомых в сравнении с другими членистоногими.

Оборудование: Коллекция насекомых.

Ход работы:

1. Рассмотрите насекомое. Отметьте черты его сходства с представителями ракообразных и паукообразных. Определите его размеры, окраску.

2. Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

3. Рассмотрите голову насекомого, найдите на ней усики – органы осязания и обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

4. Установите особенности строения ног, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5. На груди найдите две пары крыльев.

6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7. Составьте таблицу:

Особенности внешнего строения насекомого

Признаки

Особенности строения

Покров

Размер тела

Отделы тела

Органы:

• Головы

• Груди

• брюшка

Лабораторная работа.

Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Цель: Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

Оборудование: Банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло.

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее

2. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки.

3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.

5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.

6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие – непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.

7. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы.

Лабораторная работа.

Тема: Внутреннее строение рыбы.

Цель работы : Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

Оборудование: Пинцет, ванночка, влажный препарат рыбы (или вскрытая свежая рыба)

Ход работы

1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле рыбы.

2. Найдите и рассмотрите жабры. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Как дышат рыбы?

3. Найдите желудок, кишечник, печень.

4. Найдите на влажном препарате сердце. Установите его место расположения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система называется замкнутой?

5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников (яичников) в полости тела.

6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные вами органы. Как происходит удаление вредных продуктов обмена веществ из организма рыбы?

7. Составьте в тетради следующую таблицу:

Названия органов Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы

8. Сделайте заключение.

Лабораторная работа

Внешнее строение птицы. Строение перьев.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Оборудование: Чучело птицы, набор перьев.

Ход работы.

1. Рассмотрите чучело или рисунок птицы. Какие органы расположены на голове. Схематично зарисуйте строение головы в тетрадь и отметьте все ее части.

2. Зарисуйте с натуры строение пера и, используя рисунок, подпишите его части.

3. Ответьте на вопросы.

А – В каких особенностях внешнего строения птиц выражается их приспособленность к полету?

Б – Перечислите все виды перьев птиц и укажите их значение.

В – Есть ли признаки в строении птиц, указывающие на их родство с рептилиями?

Самостоятельная работа

Строение скелета птицы

Для знакомства со скелетом воспользуйтесь препаратом его или рисунком. Для выполнения заданий используйте текст параграфа «Строение скелета птицы».

Порядок работы :

1. Рассмотрите рисунок (препарат) скелета птицы.

2. Прочитайте текст заданий и выполните их.

3. Ответьте на вопросы и сделайте вывод.

Задание:

1. Рассмотрите позвоночник и его отделы: шейный, туловищный и хвостовой. Обратите внимание на копчиковую кость, которой заканчивается позвоночник. Какой отдел развит хорошо, какой недоразвит?

2. Найдите ребра и грудную кость, или грудину. Обратите внимание на большие размера грудины и продольный гребень на ней, называемый килем. Как объяснить эти особенности кости?

3. Рассмотрите в черепе мозговую коробку и длинные челюсти, вытянутые в клюв. Есть ли на них зубы?

4. Найдите в скелете крыла плечевую кость, две кости предплечья и кости кисти с остатками пальцев. В чем сходство скелета крыла со скелетом передней конечности лягушки? Как объяснить недоразвитие пальцев в крыле птицы?

5. Найдите пояс передних конечностей, состоящий из вороньих костей, Лопато и вилочки, образованной сросшимися ключицами. Почему он хорошо развит?

6. Рассмотрите в скелете ноги бедренную кость, кости голени и стопы. Обратите внимание на длинную кость в стопе – цевку. Сколько пальцев на ноге у птицы?

7. Найдите пояс задних конечностей – таз.

Вывод:

! Какие особенности строения скелета птицы связанны с полетом?

Лабораторная работа.

Тема: «Строение яйца птиц».

Цель: Изучить строение яйца птицы, выявить значение отдельных его элементов.

Оборудование: Чашка Петри, препаровальная игла, пинцет, лупа, яйцо курицы.

1. Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). Напишите, от какой части яйца они отходят.

3. Найдите на желтке округлое беловатое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.

4. Проведите по желтку острием препаровальной иглы. Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?

5. Рассмотрите скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли в ней поры? Если обнаруживаются, то, как они распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы. Обоснуйте функции пор.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

8. Нарисуете строение яйца и обозначьте его части.

9. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните ее.

Части яйца Место расположения Значение

10. Сделайте вывод о значении яйца в жизни птиц.

Публикации по теме:

Физкультура «Овладение навыками работы с футбольным мячом». 1 класс Физкультура Тема: Овладение навыками работы с футбольным мячом Цели: - Излагать правила и усвоения проведения спортивных игр. (футбол).

Физкультура «Овладение навыками работы с малым мячом». 1 класс Физкультура Тема: Овладение навыками работы с малым мячом Цели: - Излагать правила и усвоения проведения подвижных игр. (волейбол) - Осваивать.

Лабораторные и практические работы как средство осуществления связи теории с практикой В реализации связи теории с практикой при обучении математике большое значение имеют специальные лабораторные и практические работы. Под.

Мастер-класс как одна из форм работы с родителями.Мастер-класс как одна из форм работы с родителями. Мастер-класс как урок в «Школе родителей». Работа с родителями воспитанников в дошкольном учреждении сегодня стоит очень остро. А причин.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями Привлечение родителей к жизни группы всегда было приоритетным направлением в моей работе. Поэтому я, все чаще ищу и использую новые формы.

Мастер-класс «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» МАСТЕР-КЛАСС «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» Цель: внедрение краткосрочной образовательной практики в работе.

Мастер-класс по изготовлению коллективной работы «Осенняя береза»Мастер-класс по изготовлению коллективной работы «Осенняя береза» Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению творческой, коллективной работы.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Творческие работы детей к празднику 8 Марта (мастер–класс)Творческие работы детей к празднику 8 Марта (мастер–класс) Творческие работы детей к празднику «8 марта» (мастер–класс). У меня младшая группа. Деток много, ежедневно 22-23 человека. А подарки маме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лабораторные работы по биологии (7 класс)
Опубликовано: 25 октября 2016 в 11:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД