МААМ-картинки

Лекция по философии образования «Есть ли место нравственности в современном мире?»

наталья короткая
Лекция по философии образования «Есть ли место нравственности в современном мире?»

«Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как мы решаем задачи воспитания нравственного человека с большой буквы?

Вот так бы началась лекция лет так 30-40 назад.

Но сегодня мы находимся в современном мире.

Уважаемые коллеги, а сегодня проблемы нравственности актуальны?

Я считаю, что эта проблема актуальна, как никогда.

Публикация «Лекция по философии образования „Есть ли место нравственности в современном мире?“» размещена в разделах

Повсеместно в СМИ, газетах, журналах, да просто во дворах часто слышим «Нет предела наглости современной молодежи!Они только матерятся и пьют пиво! Куда мы катимся?Дети не слушаются родителей, совсем отбились от рук! Сидели бы целыми днями за компьютерами и ничего им больше не надо, живут на всем готовом!»

Мы видим, что в современном мире существует проблема нравственного воспитания детей.

Глубокие социально- экономические преобразования, кризис, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи, детях. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Общество стоит перед опасностью моральной деградации.

В жизненной гонке многие родители вообще не задаются таким вопросом: «Что мы делаем, чтобы обеспечить нравственное воспитание своему ребенку?» А прозрение бывает очень запоздалым: пока старались, зарабатывали, ребенок вырос агрессивным, циничным, избалованным, с дурными наклонностями. Дети все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями.

Многие родители,выбирая лучшие марки детских товаров, уча грамоте с 3-4-х лет, записывая детей на множество кружков, покупая им навороченные мобильники, убеждены, что они дают своим малышам самое главное и самое лучшее и растят умницу.

А может действительно достаточно подменять нравственные ценности преходящими, иллюзорными благами: развлечениями, дорогой одеждой и игрушками, спортивными или интеллектуальными победами (СЛАЙДЫ благ).

Цитата к слайду -Ян Амос Коменский утверждал: «Кто усевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем усевает».

Обратимся к Семейному кодексу РФ, где четко прописано,СЛАЙД -“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1).Но по-прежнему общество замерло в ожидании действий дошкольных и школьных учреждений.

Сначала виноваты - школа и семья, потом - скамья подсудимых и уголовно-исполнительная система, а сам человек - без вины пострадавший. (Юрий Татаркин)

А несут ли педагоги всю ответственность за нравственное поведение детей в обществе? Категорично на этот вопрос ответить нельзя. Нельзя так же снимать ответственность с телевидения, локальных сетей, которые доступны абсолютно всем детям, с издательств журналов, газет, наконец, общества в целом. Все они вместе несут ответственность за будущее нашей страны – наших детей.

Сейчас много разговоров о нравственности и безнравственности, о воспитании достойного Человека, о духовной составляющей нашей жизни. Наша жизнь развивается по спирали. Как наши родители говорили о нас, что мы безнравственны, так теперь и мы утверждаем, что нечего ждать от нового, подрастающего поколения. Вы тоже так считаете?

Оказывается в нашей жизни не все так безнадежно.

И наши дети способны на высоконравственные поступки. А мы знаем, что высшим проявлением нравственности является ГЕРОИЗМ.

Хотя за последние годы термин ГЕРОИЗМА уже изрядно затаскали, то есть, помог бабушке сумки донести - ГЕРОЙ, уступил ей место в транспорте - ГЕРОЙ, заступился за девушку - ГЕРОЙ, а по мне так это воспитанность, а не героизм. Герои, я так думаю, это те, кто совершает героические поступки, не думая о награде и признании (спасают человека из пылающего дома, спасают утопающего, берут удар на себя) и не афишируют это. Тихие, незаметные герои, делающие мир лучше. Не зря народная мудрость гласит: «Делая добро, не жди благодарности…»и многие из таких героев – дети.

То же самое СМИ сообщает нам об их подвигах. СЛАЙДЫ с детьми - героями.

Юный герой. 10 лет. Миша Ярмонов спас утопающего мальчика.

Женя Табаков, 7 лет. Спас сестру от насильника и был убит им. Награждён "Орденом Мужества" посмертно.

Юля Макарова. 11 лет. Спасла своих родителей во время затопления теплохода "Булгария", вовремя предупредив их о том, что теплоход тонет, и, что нужно надеть спасательные жилеты. Сама погибла, утонув от воздушной пробки.

В слайдах показать только фото и Ф. И. остальное читать

И многие другие.

Значит не все еще потеряно для современного общества, раз есть еще такие маленькие герои, для которых нравственные ценности и ответственность за других превыше всего. Значит наши дети все же не черствые и бездушные. Им знакомы такие понятия как справедливость, миролюбие, доброжелательность, великодушие. И они способны, если нужно, совершить Поступок с большой буквы, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, преодолевая необычайные трудности.

Как сказал Дэйл Карнеги: «Дела звучат громче всяких слов…»

Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. (Аристотель)

Мы слишком буквально воспринимаем фразу «человек — царь природы», рассматривая природу как нерадивого слугу, которого необходимо держать в чёрном теле. СЛАЙДЫ-сравнение людей и животных

Многие бессловесные твари дадут нам, людям, фору в заботливом отношении к своему потомству, к своей жизни, друг к другу, как образцы того, что жить можно не только ради себя, но и ради других.

СЛАЙД животных-героев.

30 марта 1996 года начался пожар. Бездомная кошка, которая 5 раз возвращалась в горящий гараж, вытаскивая по одному своих котят. У кошки были сожжены лапы, уши, опалена морда и от огня пузырились глаза, однако только после того, как она вытащила из огня последнего, пятого своего котенка, и убедилась, что все спасены, потеряла сознание.

Свинья по кличке Лулу спасла хозяйку от смерти во время сердечного приступа, приведя людей к беспомощной женщине

Сенбернар Барри спасал людей из снежных лавин. Много подвигов совершили собаки и во время Великой Отечественной войны.

Еще Лев Николаевич Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», и я полностью согласна с его высказыванием.

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников: с одной стороны необычайная скованность и недоразвитие речи, а с другой, высокая агрессивность и какая-то зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простой вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом, а то и делать неприличные жесты. Одним словом, он ведет себя неадекватно,хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, сто раз слышал от родных, что так себя вести нельзя.

Уже в четыре-пять лет такие дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультики и сказки, им неинтересно.

Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм?

В соответствии с законами восприятия художественного произведения он идентифицирует себя с его героями, которые успешно уничтожают других существ. И ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, которые вознаграждаются чувством победного торжества.

То, что делают американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку: интеллектуальное растление. Это мнение профессиональных детских психологов.

Нашим детям навязываются стереотипы грубого, агрессивного поведения, их неокрепший разум находится в противоречии между тем, что от них требует социум, и тем, что они видят в действительности.

В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, к природной и социальной окружающей действительности.

Уважаемые коллеги, мне бы хотелось, как рекомендации в работе с детьми младшего возраста представить вашему вниманию «Азбуку морали» в виде обращения к ребенку

Василия Александровича Сухомлинского, которые, я считаю, очень точно отражают общечеловеческие ценности, которые должен усвоить ребенок:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Овладевая этой азбукой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

И в заключении хотелось бы подвести итог всему сказанному:

1. Необходимо воспитывать с раннего детства нравственное, гуманное отношение к себе и окружающему миру через пример родителей и других взрослых. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Больше уделять времени здоровому образу жизни, воспитывая в детях волевые качества.

3. В школах необходимо продолжать работу, начатую в детских дошкольных учреждениях по закреплению нравственных навыков и умений.

Публикации по теме:

Игра как средство всестороннего развития. Игра как средство всестороннего развития. Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой.

Методические рекомендации для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лекция по философии образования «Есть ли место нравственности в современном мире?»
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 00:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД