МААМ-картинки

Лепка игрушки по мотивам народных образцов (4 фото)

Светлана Морозова
Лепка игрушки по мотивам народных образцов

Филимоновская, дымковская глиняная игрушка

Количество часов: 2 (первый – лепка; второй (через неделю) – роспись игрушки)

Лепка игрушки по мотивам народных образцов

Задачи: закреплять умения лепить игрушку и творчески применять элементы народной росписи; воспитывать чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев; способствовать формированию художественного вкуса; обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

Публикация «Лепка игрушки по мотивам народных образцов» размещена в разделах

Фото №1 Филимоновская дымковская глиняная игрушка Количество часов первый лепка второй через неделю роспись игрушки

Материалы:

Для учителя: репродукции, открытки, слайды, фотографии, образцы изделий мастеров глиняной игрушки (они могут быть оформлены как выставка, динамическая таблица приемов лепки, образцы росписи, декоративные работы учащихся, выполненные в разные периоды обучения.

Для учащихся: детские книги о народных умельцах дымковской и филимоновской игрушки, книжки-раскраски с глиняными игрушками, материал для лепки (глина или пластилин, соленое тесто, подкладная доска, гуашь, баночка для воды, стеки, тычки, кисти, тряпочки.

План занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, целей и задач.

3. Краткие сведения о глиняной народной игрушке. Сравнительный анализ дымковской и филимоновской игрушки.

4. Рассматривание и анализ произведений мастеров игрушки. Обсуждение приемов лепки и росписи.

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельная практическая работа.

7. Выставка, анализ работ учащихся.

8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Добрый день, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас ждем-поджидаем, кружок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку. Слушайте…

Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, зеленых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых врагов – умная голова. (Демонстрация игрушки.)

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:

- Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

- Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

- Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при свете луны золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Поэтому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота! Нежно называют эти игрушки «дымка», потому что делают их в заречной слободе Дымково на высоком берегу Вятки.

Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман отречки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется «дымковской». Жители этой слободы все от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Давайте мы посмотрим на эти игрушки. Чем они похожи? (Белым фоном.) Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было все белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много.

Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Рассмотрите игрушки внимательно.

А в другом селе, что недалеко от Одоева Тульской области, в Филимоново, лепят свои, непохожие на другие, глиняные игрушки. Глина здесь особая – голубая.

Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково и конек Филя из села Филимоново. Ребята, вы видите, это не простые животные, а сказочные. А почему они похожи на сказочных?

Давайте сравним этих коньков: чем они похожи, а чем отличаются?

(Оба сделаны из глины, украшены ярким узором. У филимоновских игрушек вытянутые шеи, поперек туловища идут пестрые полоски трех цветов: малинового, красного и желтого. Дымковские игрушки самые нарядные, они бывают больших размеров, имеют обычно короткое туловище и четыре конические ножки. Эти игрушки белые, а по белому геометрические узоры из кругов, точек, полос, клеточек.)

Конь в русских народных сказках – существо фантастическое. Он друг и помощник человека.

Сегодня на занятии мы будем лепить глиняную игрушку (часть учащихся – дымковскую, часть – филимоновскую.) Рассмотрите коньков. Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловище, конечности.) Какие детали можно выделить в игрушке? (Грива, хвост, уши.)

Приемы лепки игрушки.

Филимоновскую игрушку обычно тянут из кома глины, а дымковскую чаще лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности.

Назовем приемы лепки :

1. Катают шар (чуть больше половины куска).

2. Раскатывают в форме цилиндра (туловище).

3. Из шара меньшего размера раскатывают удлиненный конус. Придают ему перегибанием форму головы и шеи.

4. Ноги делают в форме усеченного конуса.

5. Раскатывают жгуты (для гривы и хвоста).

Затем соединяют части в целое. Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее, следы примазки старательно разглаживают.

Для выполнения филимоновской игрушки основная заготовка не цилиндр, а удлиненный конус, который сгибают так, чтобы получить шею и голову животного, а детали вытягивают.

Эти же приемы характерны и для выполнения других животных: коровы, барана, оленя, козлика. Эти животные похожи между собой общим силуэтом. А отличаются друг от друга только формой рогов.

Подготовка рабочего места.

Посмотрите, все ли готово к работе. Вам надо сегодня вылепить глиняную игрушку : коня, козлика или барана, а на следующем занятии выполнить ее роспись.

В работе вам поможет динамическая таблица (на доске) и рисунки игрушек (на партах).

Фото №2 Задачи закреплять умения лепить игрушку и творчески применять элементы

Практическая работа.

Во время работы звучат русские народные песни.

Роспись игрушки.

Роспись глиняных игрушек нарядна и декоративна.

Назовите основные элементы узора, украшающие дымку и филимоновскую игрушку.

Какими красками художники расписывают игрушки? (Темперными.)

Какие цвета преобладают в росписи этих игрушек?

Роспись игрушек, фигурок животных начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть. Не беда, если полосы и круги получаются неровными.

Фото №3 Народная культура фольклор народной росписи воспитывать чувство патриотизма уважения и восхищения художественным мастерством

По окончании – выставка детских работ, коллективное обсуждение, подведение итогов занятия.

Звучит плясовая музыка.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары!

Пышут жаром самовары!

Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушку продаем!

А ну, честной народ!

Подходи посмелей,

Покупай товар, не робей!

Давай – покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Здесь игрушки знатные,

Складные да ладные!

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

Гости! Не зевайте!

Кто что хочет – выбирайте!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Народное творчество»Дидактическая игра «Народное творчество» Цели: Закрепление знаний детей о декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения при составлении декоративной композиции на основе.

Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно - прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка игрушки по мотивам народных образцов
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 11:28
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД