Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)

ИРИНА СМЕТАНИНА
Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)

Лепка «Турина гора»

Подготовительная к школе группа

(лепка посуды в традициях алтайских скифов)

Цель: Развивать эмоционально-эстетическое отношение к человеку и природе через целостное познание мира в контексте культурно-исторических ценностей Алтайского края.

Задачи:

Обучающая; Учить детей видеть выразительные средства алтайской керамики-образы хищных птиц, использовать полученные знания в своих работах. Учить лепить поделки более сложной формы, состоящую из нескольких частей; планировать работу, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

Развивающая: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии алтайской керамики. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук для получения формы полой внутри. Развивать чувство формы и пропорций.

Воспитательная: Воспитывать интерес к познанию истории малой Родины.

Методы и приемы:

• Метод «подмастерья»,

• музыкальное сопровождение,

• эмоциональные установки,

• вопросы к детям,

• сюрприз,

• рассматривание,

• индивидуальная помощь,

• поощрение,

• мини-выставка,

• частичный показ,

• игровая ситуация,

• рассказ.

Предварительная работа

• Выставка керамики - рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом.

Лепка «Гора - Синюха».

Лепка «Лебеди на зеркальном озере».

• Беседы по краеведению.

• Рисование «Орел парит в небе».

Словарь

Активный: скульптор, хищные птицы, керамика.

Пассивный: «Турина гора», сосуд для воды, «туриногорцы».

Оборудование:

фотографии предметов алтайской керамики, диарамма «Турина гора», поворотный круг, аудиозапись - музыка в сочетании со звуками природы, стеки, бисер, дощечки, тарелочка с кусочками цветного пластилина, исходные формы для показа способов лепки.

Источники

• Е. В. Затеева, Л. А. Давыдова «Мир урало-сибирской росписи» Барнаул 2003г.

• Книга «Турина гора» народный художественный промысел» Барнаул 2007г.

• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2007г.

• Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2002г.

Ход занятия

• Дети проходят за столы и садятся парами.

- Дети посмотрите на столы. Какой изобразительный материал приготовлен для занятия? (называют).

- Как вы думаете, кто работает с таким материалом? (скульпторы).

- Поэтому и мы, сегодня с вами будем скульпторами.

- Желаете узнать, что спрятано под покрывалом?

• На демонстрационном столике под покрывалом находится макет «Турина гора».

- Воспитатель предлагает послушать историю про наш Алтайский край.

Есть в Алтайском крае такой город - Барнаул, а рядом с ним удивительное место под названием «Турина гора», и со временем стала «Турина гора» знаменита на весь мир.

• Дети подходят к столу и рассматривают диораму. Затем садятся на места.

- Ребята, а вы знаете, почему именно «Турина гора» стала на Алтае такой известной?

Оказывается ученые - археологи раскопали это место, и на глубине нашли поселение древнего человека. Там лежали кости животных, каменные топоры, и необычная керамическая посуда. Ученые сказали, что кости животных, находили в Америке, каменные топоры в Африке, а вот такая керамическая посуда им ни когда не встречалась, только здесь на Алтае! Выяснилось, что древние люди добывали пропитание на охоте, но самыми лучшими охотниками в лесах и горах были дикие звери и хищные птицы. Древние люди мечтали стать такими же быстрыми, ловкими и сильными как хищники, и в этом им помогла глиняная посуда и вода с Туриной горы. Наши предки решили, что будут делать посуду в форме животных и хранить в ней воду, и тогда вода даст человеку силу того животного, на кого похож сосуд с водой.

- Педагог предлагает детям рассмотреть алтайскую керамику.

• Педагог демонстрирует фотографии алтайской керамики. Дети рассматривают детали керамической посуды.

- Кого вам напомнил этот кувшин? (Птицу). Какие части тела птицы можно увидеть? (клюв, голова, когти и т. д.)

- Желаете испить волшебной водицы? Тогда я приглашаю вас к столику, и мы вместе с вами подумаем, с чего нам начать работу.

• Дети встают вокруг демонстрационного столика, где лежат на тарелочке исходные формы.

• Совместно с детьми планируется, последовательность лепки (делим пластилин - делаем углубление стекой в центре - разминаем стенки и дно пальцами обеих рук - крышка в форме головы - крылья в форме капли -хвост - лапы и т. д.)

• Педагог обращает внимание детей на то, что поделку можно украсить при помощи стеки, бисера и налепов.

- Пришло время отправляться в магазин «Цветной пластилин». Присаживайтесь на свои стулья, мы скоро откроем распродажу.

• Педагог выбирает продавца и первого покупателя. Ребенок - продавец в игровой форме раздает пластилин детям.

Лепка. Звучит музыка. В процессе работы детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

• Организация выставки поделок.

- Алтайские кувшины готовы, пора набрать воды из источника на «Туриной горе».

• Дети в игровой форме набирают воду из ручья, пьют, затем расставляют изделия по вершинам горы.

- Скажите, дети нашу посуду можно назвать - алтайской? (Да, потому что, есть сходство с образцами керамики).

• Воспитатель подводит итог.

- Мы с вами сегодня были мастерами с «Туриной горы», так как, наши поделки сделаны в традициях алтайской керамики.

- Я предлагаю на нашу выставку пригласить детей из других групп, а так же сотрудников и Ваших родителей, чтобы они узнали, какие вы хорошие скульпторы.

После занятия.

Оформляется выставка посуды на диарамме «Турина гора». Рассматривание фотографий керамики алтайского промысла, имеющих в своем декоре хищные, животные элементы.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по лепке и аппликации в старшей группе Перспективный план. О. О. Художественное творчество. Н. О. Д. Аппликация/Лепка. Возраст детей 5-6 лет. Рекомендации могут быть полезны для воспитателей.

Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» — 2Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» — 2 Подготовительная к школе группа № 8 "Теремок" Подготовительная к школе группа № 9 "Берёзка" Мы представили разнообразное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Фрукты и ягоды
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 05:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Путешествие по площадкам детского сада. Фотоотчет.
Заканчивается третья неделя лета, а свою задумку- фотопутешествие по площадкам детского сада, я так и не совершила! За эти три недели лета у нас пролилось...
Фотоотчет: Инсценировка «Лентяй и подушка» — выпускной (продолжение)
Действующие лица: Лентяй, Бабушка, Мама, Доктор. ( На диванчике лежит Лентяй, к Лентяю подходит, бабушка. Бабушка: Просыпайся, миленький! Вставай...
Конспект НОД по рисованию в смешанной технике: печать листьями и оттиск смятой...
Воспитатель: Ребята, хочу загадать вам загадку. Вот послушайте. Загадка: Словно гроздья винограда, На кустах цветы цветут, И лиловым своим цветом, Лето...
Проект «Обыкновенный гений — С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей...
Проект «Обыкновенный гений - С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: «Обыкновенный...
Фоторепортаж «Самая крупная кувшинка в мире».
В публикации «С Международным Днём цветка» я рассказала о цветах – символах в разных странах. Эту тему я хотела бы продолжить и рассказать о самой...