Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)

ИРИНА СМЕТАНИНА
Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)

Лепка «Турина гора»

Подготовительная к школе группа

(лепка посуды в традициях алтайских скифов)

Цель: Развивать эмоционально-эстетическое отношение к человеку и природе через целостное познание мира в контексте культурно-исторических ценностей Алтайского края.

Задачи:

Обучающая; Учить детей видеть выразительные средства алтайской керамики-образы хищных птиц, использовать полученные знания в своих работах. Учить лепить поделки более сложной формы, состоящую из нескольких частей; планировать работу, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

Развивающая: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии алтайской керамики. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук для получения формы полой внутри. Развивать чувство формы и пропорций.

Воспитательная: Воспитывать интерес к познанию истории малой Родины.

Методы и приемы:

• Метод «подмастерья»,

• музыкальное сопровождение,

• эмоциональные установки,

• вопросы к детям,

• сюрприз,

• рассматривание,

• индивидуальная помощь,

• поощрение,

• мини-выставка,

• частичный показ,

• игровая ситуация,

• рассказ.

Предварительная работа

• Выставка керамики - рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом.

Лепка «Гора - Синюха».

Лепка «Лебеди на зеркальном озере».

• Беседы по краеведению.

• Рисование «Орел парит в небе».

Словарь

Активный: скульптор, хищные птицы, керамика.

Пассивный: «Турина гора», сосуд для воды, «туриногорцы».

Оборудование:

фотографии предметов алтайской керамики, диарамма «Турина гора», поворотный круг, аудиозапись - музыка в сочетании со звуками природы, стеки, бисер, дощечки, тарелочка с кусочками цветного пластилина, исходные формы для показа способов лепки.

Источники

• Е. В. Затеева, Л. А. Давыдова «Мир урало-сибирской росписи» Барнаул 2003г.

• Книга «Турина гора» народный художественный промысел» Барнаул 2007г.

• И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2007г.

• Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа» Москва 2002г.

Ход занятия

• Дети проходят за столы и садятся парами.

- Дети посмотрите на столы. Какой изобразительный материал приготовлен для занятия? (называют).

- Как вы думаете, кто работает с таким материалом? (скульпторы).

- Поэтому и мы, сегодня с вами будем скульпторами.

- Желаете узнать, что спрятано под покрывалом?

• На демонстрационном столике под покрывалом находится макет «Турина гора».

- Воспитатель предлагает послушать историю про наш Алтайский край.

Есть в Алтайском крае такой город - Барнаул, а рядом с ним удивительное место под названием «Турина гора», и со временем стала «Турина гора» знаменита на весь мир.

• Дети подходят к столу и рассматривают диораму. Затем садятся на места.

- Ребята, а вы знаете, почему именно «Турина гора» стала на Алтае такой известной?

Оказывается ученые - археологи раскопали это место, и на глубине нашли поселение древнего человека. Там лежали кости животных, каменные топоры, и необычная керамическая посуда. Ученые сказали, что кости животных, находили в Америке, каменные топоры в Африке, а вот такая керамическая посуда им ни когда не встречалась, только здесь на Алтае! Выяснилось, что древние люди добывали пропитание на охоте, но самыми лучшими охотниками в лесах и горах были дикие звери и хищные птицы. Древние люди мечтали стать такими же быстрыми, ловкими и сильными как хищники, и в этом им помогла глиняная посуда и вода с Туриной горы. Наши предки решили, что будут делать посуду в форме животных и хранить в ней воду, и тогда вода даст человеку силу того животного, на кого похож сосуд с водой.

- Педагог предлагает детям рассмотреть алтайскую керамику.

• Педагог демонстрирует фотографии алтайской керамики. Дети рассматривают детали керамической посуды.

- Кого вам напомнил этот кувшин? (Птицу). Какие части тела птицы можно увидеть? (клюв, голова, когти и т. д.)

- Желаете испить волшебной водицы? Тогда я приглашаю вас к столику, и мы вместе с вами подумаем, с чего нам начать работу.

• Дети встают вокруг демонстрационного столика, где лежат на тарелочке исходные формы.

• Совместно с детьми планируется, последовательность лепки (делим пластилин - делаем углубление стекой в центре - разминаем стенки и дно пальцами обеих рук - крышка в форме головы - крылья в форме капли -хвост - лапы и т. д.)

• Педагог обращает внимание детей на то, что поделку можно украсить при помощи стеки, бисера и налепов.

- Пришло время отправляться в магазин «Цветной пластилин». Присаживайтесь на свои стулья, мы скоро откроем распродажу.

• Педагог выбирает продавца и первого покупателя. Ребенок - продавец в игровой форме раздает пластилин детям.

Лепка. Звучит музыка. В процессе работы детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

• Организация выставки поделок.

- Алтайские кувшины готовы, пора набрать воды из источника на «Туриной горе».

• Дети в игровой форме набирают воду из ручья, пьют, затем расставляют изделия по вершинам горы.

- Скажите, дети нашу посуду можно назвать - алтайской? (Да, потому что, есть сходство с образцами керамики).

• Воспитатель подводит итог.

- Мы с вами сегодня были мастерами с «Туриной горы», так как, наши поделки сделаны в традициях алтайской керамики.

- Я предлагаю на нашу выставку пригласить детей из других групп, а так же сотрудников и Ваших родителей, чтобы они узнали, какие вы хорошие скульпторы.

После занятия.

Оформляется выставка посуды на диарамме «Турина гора». Рассматривание фотографий керамики алтайского промысла, имеющих в своем декоре хищные, животные элементы.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по лепке и аппликации в старшей группе Перспективный план. О. О. Художественное творчество. Н. О. Д. Аппликация/Лепка. Возраст детей 5-6 лет. Рекомендации могут быть полезны для воспитателей.

Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» — 2Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» — 2 Подготовительная к школе группа № 8 "Теремок" Подготовительная к школе группа № 9 "Берёзка" Мы представили разнообразное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Лепка посуды в традициях алтайских скифов «Турина гора» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 05:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Букет для мамочки»
Мастер класс "Букет для мамочки" Прекрасный праздник-8 марта, признано считать Международным Женским Днем, его отмечает вся страна. Каждый хочет...
Мастер класс «Весенний веночек для декора»
Мастер класс "Весенний веночек" Поистине, весна – самая долгожданная пора. И она непременно приходит вслед за дождливой осенью и холодной, морозной,...
Фотоотчет «Весенее оформление»
Уважаемые коллеги! Весна - это пора, которую все ждут, когда оживает вся природа после зимнего сна. Солнце греет своими ласковыми лучами, повсюду слышно...
«Чудесные цветы» НОД по художественно — эстетическому развитию» в нетрадиционной технике
Цель: Закреплять и обобщать приметы ранней весны; воспитывать у детей любовь к природе. Задачи: Развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи при...
Фотоотчет о проведении праздника «А ну-ка, девочки!»
В весенний мартовский день мы собрали в своей музыкальной гостинной любимых мамочек, обожаемых бабушек и милых девочек! Все детки были красивые, нарядные,...