МААМ-картинки

Лепка в детском саду

Ирина Шевелева
Лепка в детском саду

Лепка в детском саду.

Лепка-это один из видов изобразительной деятельности, которое оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Лепка развивает ручную умелость, моторику. Ребенок обогащает представление об окружающим мире предметов, знакомится с их строением, формой, величиной.

Публикация «Лепка в детском саду» размещена в разделах

Для занятий по лепке можно использовать различные пластичные материалы: глина, соленое тесто, пластилин, пластика (Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании, снег, песок, бумажная масса (Бумажная масса из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином, гипс.

Оборудование: дощечка или клеёнка, стеки, ножницы, влажная тряпочка, тара с водой.

Виды лепки (по содержанию детских работ)

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета (фигурок животных, птиц, людей). Обязанностью воспитателя является – научить ребенка воссоздавать из пластилина форму предмета, и яркие характерные для него признаки.

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Для сюжетной лепки характерен большой объем работы. Так как в сюжете нужно воссоздать каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, затем дополнить лепку некоторыми деталями. Сюжетом для лепки могут быть – эпизоды окружающей действительности, эпизоды из сказок. Выразительность композиции добавляет умение детей объединять фигуры в одну композицию.

Обязанность воспитателя при обучении сюжетной лепке – обучить детей изготавливать плотную объемную подставку и красиво распределять предметы на ней.

Декоративная лепка, в которой дети знакомятся с декоративно – прикладным творчеством. Предметы декоративно прикладного искусства всегда радуют детей своей яркостью, красочностью, влияют на формирование эстетического вкуса.

К декоративной лепке относится : изготовление бус для кукол, изготовление декоративной посуды (солонки, подставки для яиц, вазы, подносы, предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.).

Декоративная лепка способствует обучению детей обдумыванию темы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает подбирать роспись предмету.

В процессе работы над декоративной пластикой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Предметная лепка :

Приемы до занятия:

-обговаривание темы занятия;

-оформление выставки на тему занятия. Выставку можно сделать из натуральных предметов, игрушек, муляжей, чучело, иллюстрации;

-показ способов лепки;

-домашнее задание (старший возраст).

Приемы на занятии:

-сообщение темы занятия: игровые ситуации, сюрпризный момент;

-использование наглядности;

-показ способов лепки (полный или частичный);

-вопросы по техники лепки (по способам и приемам;

-выполнение формообразующих движений в воздухе (младший возраст) без материала;

-вариативные образцы воспитателя (не менее 2-3 шт) ;

-эмоциональные приемы: музыка, худ слова, игровые персонажи.

Сюжетная лепка :

Приемы до занятия:

-обговаривание темы занятия;

-оформление выставки на тему занятия;

-проведение предметных занятий;

-обговаривание с детьми лепки сюжета;

-подготовка основы.

Приемы на занятии:

-сообщение темы занятия с использованием эмоциональных приемов: дид игры;

-наглядность;

-показа нет, но задаются вопросы по технике приемов лепки;

-индивидуальная помощь детям;-на занятии дать возможность выбрать материал для занятия.

Декоративная лепка :

Приемы до занятия:

-обговаривание темы занятия;

-оформление выставки на тему занятий;

Приемы на занятии:

-показ и образец воспитателя не используется;

-обговаривание темы занятия с опорой на наглядность;

-вопросы к детям (что будут лепить, как, как будут украшать);

- дети на занятии должны иметь право выбора пластичного материала (3-4 вида);

- использовать эмоциональные приемы.

Способы лепки

Конструктивный способ.

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

•объединение одинаковых форм (бусы,заборчик,колодец,сосиски);

•объединение похожих форм,отличающихся по величине (пирамидка,башенка,маяк,снеговик,неваляшка);

•объединение различных форм (грибок,бабочка,птичка,Чебурашка).

Пластический способ или скульптурный способ

Этот способ лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Формование

— путем ручного оттиска форм

С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы, дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком.

- Приемы лепки

Разминание – надавливание руками или пальцами на кусочек пластилина В руки я комок возьму,

Хорошо его помну,

Чтоб он тёплым, мягким стал,

Но к рукам не прилипал.

Скатывание – формирование шариков больших и маленьких при помощи круговых движений между прямыми ладонями На комок я посмотрю,

Что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю,

С ним немножко поиграю.

Раскатывание- формирование из куска пластилина «колбасок (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями Шарик в руки я возьму

И раскатывать начну-

Вот и столбик получился,

Столбик в жгутик превратился.

Скручивание Жгутик я в спираль скручу

И ракушку получу.

Сплющивание – сжимание куска (глины или пластилина) сплющивается двумя пальцами-большим и указательным или между ладонями Чтобы с ней случилось что-то,

Сплющить мне её охота.

Ну и что же получилось?

Она в блинчик превратилась.

Вдавливание – прикрепление путем нажатия пальцем Можно снова шар скатать,

Чтобы пальцем протыкать

Прищипывание – большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется Блинчик в трубочку сверну

И прищипывать начну

Вытягивание (заострение)- оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца Я кусочек прищипну

И вытягивать начну.

Хвостик длинный получился,

Шарик в репку превратился

Отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки

Обучение со среднего возраста:

Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.

Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.

Скручивание. Придание формы спираль.

Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.

Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.

Задачи по лепке в разных возрастных группах.

Воспитательные задачи:

Младшая группа: Воспитывать у детей интерес и положительные эмоции, отклик к занятиям по лепке.

Средняя группа: Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии предметов и предметом изобразительного искусства : керамика, народная игрушка, дымковская, филимоновская.

Старшая группа и подготовительная: Воспитывать у детей эстетические чувства с суждением и оценкой при анализе предметов окружающей действительности и предметов изобразительного искусства: керамика, форфор, дымковская игрушка, скульптура малых форм-каслинское литье. (народный промысел художественного изделия)

Изобразительные задачи:

Младшая группа: Учить детей лепить предметы по представлению из небольшого количества деталей на основе геометрических форм (шар, цилиндр, конус, диск, овоид).

Средняя группа: +полусфера (частичное сплющивание шара, полуовоид.

Старшая группа: Продолжать учить детей лепить предметы по представлению, добиваясь выразительности через передачу позы:, кошка сердится, петушок поет; движения: собака бежит, установка фигурки на ногах, лапах, (лыжник) + куб. (танк-скатываем в шар, приплющиваем шар и делаем из него куб).

Подготовительная группа: + Передача пропорции: лебедь машет крыльями, красивый жираф.

Тематика:

Младшая группа: угощение, строение (бублики, пирожки, овощи, фрукты, цыпленок, зайчик, неваляшка, снеговик, погремушка.

Средняя группа: угощение, девочка в шубе, кошечка, утенок.

Старшая группа: учить детей лепить предметы с натуры (плоды, плоды в сочетании с керамикой).(керамические изделия-это изделия из глины)

Подготовительная группа: + фрукты в вазе, грибы в корзине.

Младшая группа: учить детей лепить сюжеты – коллективные (всей группой) : курица с цыплятами.

Средняя группа: +утята в пруду. Учить лепить несложный индивидуальный сюжет (2-3 предмета) :зайчиха с зайчиком.

Старшая группа: коллективные сюжеты усложняются в тематике : животные, птицы с детенышами (собака со щенятами). Учить детей готовить основу для постановки сюжетной композиции, используя различные материалы: природный, бумага, бросовой, пластичный, ткань.

Подготовительная группа: +зоопарк, птичий двор.

Младшая группа: учить детей лепить декоративные предметы: посуду плоскую из диска-тарелочка, поднос, мисочка.

Средняя группа: + учить детей лепить посуду приемом углубленного вдавливания, чашка, кружка, ваза, кастрюлька.

Старшая группа: + учить детей лепить посуду ленточным способом; учить лепить посуду кольцевым налепом. (кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).

Подготовительная группа: + лепка посуды из диска, лепка полой (пустой) посуды с помощью стеки.

В старшей и подготовительной дети лепят посуду чаще коллективно: чайный сервиз, выставка ваз и т. д.

Обязательным условием декоративной лепки является украшение предмета.

Средняя группа: учить детей лепить по мотивам народной игрушки: филимоновская, дымковская (дымковский козлик, дымковская птица).

Старшая группа: +продолжать учить детей по мотивам народной игрушки (городецкая) : дымковский петух, городецкая лошадка. Учить детей лепить декоративные пластины разными способами: налепом по частям.

Подготовительная группа: +дымковский индюк, дымковская барыня. Способы: лепка пластины путем наложения вырезанной формы на основу. Учить лепить пластину с выпуклым рельефом.

Младшая группа: учить детей лепить по собственному замыслу. Слепи что хочешь, но не всегда: слепи что-нибудь круглое, слепи какие хочешь плоды.

Средняя группа: закреплять умение детей лепить по замыслу: предметы: «Слепи какую хочешь игрушку», сюжеты: «Слепи какое хочешь животное с детенышем, «Слепи что хочешь».

Старшая группа и подготовительная: совершенствовать умение детей лепить по собственному замыслу: предметы: «Слепи какую хочешь птицу», сюжет по замыслу: «Слепи эпизод из своей любимой сказки», декоративная по замыслу: «Слепи какую хочешь посуду, игрушку. «Слепи что хочешь».

Развивающие задачи:

Младшая группа и средняя: Обогащать знания детей о предметах окружающей действительности, учить рассматривать и анализировать их. Анализировать по вопросам воспитателя: «Что это?» «Что естьу….» «Какой формы?» «Какой величины?» «Какого цвета?»

Старшая группа: Учить детей анализировать по плану воспитателя (задается 3-4 вопроса одновременно).

Младшая группа: Знакомить детей с пластичным материалом: глина, тесто. Знакомить с оборудованием для занятий.

Средняя группа: +пластилин.

Старшая группа и подготовительная: + пластика, оконная замазка, гипс.

Младшая группа: Познакомить детей с искусством керамики (только полюбоваться)

Средняя группа: Продолжать знакомить с керамикой.

Старшая группа: Говорить о материале, как делается посуда (технология изготовления)

Подготовительная группа: Декор (украшение) керамики: рисунок, выпуклый рельеф, углубленный рельеф.

Средняя группа: Знакомить детей с народной игрушкой. Говорить о материале и украшении игрушек.

Старшая группа: Познакомить детей с скульптурой малых форм, учить любоваться, анализировать.

Старшая группа и подготовительная: Детям дается знания о технологии изготовления игрушек, материале, элементов украшения. Учить сравнивать народные игрушки, видеть сходства и различия.

Младшая группа: Развивать у детей мелкую моторику руки, самостоятельность

Средняя старшая и подготовительная группа: Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук.

Средняя группа: +инициатива.

Старшая группа и подготовительная: + фантазия и творчество.

Технические задачи:

Младшая группа: Учить детей лепить предметы конструктивным способом (по частям).

Средняя группа: + комбинированный способ (большая часть предмета лепится из одного куска, остальные примазываются)

Старшая группа: + скульптурный способ: предмет лепится из целого куска.

Младшая группа: Учить детей техническим приемам лепки :

- приемы ладошкой: скатывание (шар, раскатывание (цилиндр, раскатывание с разным нажимом (конус, сплющивание (диск).

-приемы пальцевой лепки : не глубокое вдавливание, обрывание, соединение, прищипывание.

Средняя группа: + оттягивание, примазывание, глубокое вдавливание.

Старшая группа и подготовительная: сглаживание поверхности предмета, оформление поверхности предмета.

Младшая группа: Учить детей украшать слепленные предметы: налепом, вдавливание.

Средняя группа: + для украшения используются краски (гуашь, природный материал, бросовый материал, бумага.

Старшая группа: + Учить самостоятельно готовить основу для предметной, сюжетной или композиции по замыслу.

Прикреплённые файлы:

lepka-v-detskom-sadu_1qr41.pptx | 15571,03 Кб
 
Публикации по теме:

Физкультура в детском садуФизкультура в детском саду Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых,.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «9 Мая в детском саду»Фотоотчет «9 Мая в детском саду» На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка в детском саду
Опубликовано: 31 марта 2024 в 12:30
+171Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД