«Лесные опасности». Занятие по ознакомлению младших школьников с правилами поведения в лесу

Надежда Петухова
«Лесные опасности». Занятие по ознакомлению младших школьников с правилами поведения в лесу

Лесные опасности

Цели: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить детей правилам поведения, если рядом есть жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).

Оборудование: картинки с изображением бытовых предметов; кроссворд «Грибы»; игрушечный телефон; корзины (нарисованные или настоящие, 2 шт.); картинки с изображениями грибов.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Три ученика выходят к доске и получают конверты с рисунками:

• балкон и окно с подоконником, уксус, ножницы, ковш;

• электромясорубка, кастрюля, сковорода, лекарства, стул;

• иголка, оголенные провода, утюг, нож.

Задание: рассказать, чем могут быть опасны данные предметы я как нужно с ними обращаться. Пока ученики у доски обдумывают ответы, остальные ученики рассказывают о правилах, которые нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар. Говорят о том, как нужно вести себя, если пожар все-таки возник! Показывают, используя игрушечный телефон, как вызвать пожарных.

После этой работы заслушиваются ответы детей, работавших у доски.

III. Изучение новой темы

1. Ядовитые растения и грибы.

Сегодня мы поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас в лесу. А для этого отправимся в путешествие по лесу.

- Назовите съедобные и несъедобные грибы и ягоды, изображенные на рисунке.

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. Если он попадает на кожу, вызывает сильное раздражение. Волчья ягода созревает поздней осенью. Если люди пробуют их, они получают сильное отравление. Вот почему нужно быть очень осторожным и никогда не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Вороний глаз. Если увидишь четыре широких листа, а между ними черную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но не бери ее в рот - она ядовита.

Белена. Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляется сильное нервное возбуждение. Это растение животные не едят.

Бледная поганка. Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомни: а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, не бери его; б) ядовитые грибы надо знать «в лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки - чехольчик на нижней части ножки (рис. в учебнике). Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.

Мухомор. Мухомор очень красив. Он имеет красную шляпку на белой ножке. Гриб этот очень опасен для человека. Посмотрим рисунок и запомним его, спутать этот гриб с другим невозможно -он очень заметный.

Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем, разгадаем загадки. (Загадки читает учитель. После каждого угадывания он показывает рисунок гриба.)

Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу Называют их. (опята).

это - красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут

Как их зовут? (Подберезовик.)

Люблю я в разных шапках быть –

То в красной или сероватой,

То в желтой, то в зеленоватой,

Собирай, не мешкай,

Это. (сыроежки).

Я стою на ножке толстой.

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной, бархатной подкладкой. (Боровик.)

У него невзрачный вид.

Воланчик на ножке его украсит –

Ты не трогай этот гриб,

Учти: он очень ядовит,

Смотри, не бери его с полянки,

Его называют. (поганка).

- Кто знает, почему подосиновик так называют? (Ответы детей.)

Растет подосиновик не только под осинами, но и под березами, в еловом и в сосновом лесах, а подосиновик называется он потому, что в сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках, всегда найдешь этот красноголовый гриб.

Молодцы, ребята! Набрали целую кучу грибов, а теперь давайте разложим их в корзинки. (1-я группа соберет все съедобные грибы, 2-я группа - несъедобные (мухомор и поганку).)

Продолжаем путешествие. Но помним, что в лесу есть опасности.

2. Опасные насекомые.

- Каких насекомых можно увидеть на лесной полянке?

- Некоторых насекомых называют жалящими. Почему? (У них есть жало.)

К жалящим насекомым можно отнести (учитель вывешивает на доску картинки и называет изображенных на них насекомых) пчелу, осу, шмеля, шершня. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты. Как защитить себя от укусов насекомого? (Ответы детей.)

1. Не приближаться, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям.

Вблизи их не делай резких движений.

2. Не разоряй гнезда ос.

3. Если насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ней. Открой

пошире окно и подожди, когда насекомое улетит.

4. Осы частенько забираются в мед, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы оса

не ужалила вас.

- Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое?

При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (так же, как и занозу, ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например платок, смоченный в холодной воде.

IV. Итог урока

Особо отметить детей, активно работавших на уроке.

Всем детям раздаются подарки из «корзинки сюрпризов». Это могут быть рисунки грибов, ягод, насекомых, с обратной стороны которых находится краткая информация о них.

Домашнее задание

Подготовить рассказ-ответ на вопрос. Вопросы записаны на листочках, их столько же, столько и учеников в классе.

Публикации по теме:

«Лесные модники — грибы». Конспект открытого занятия для старших дошкольников «Лесные модники - грибы». Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста по технологии развития критического.

Конспект занятия по образовательной области «Безопасность», раздел «Ребенок и природа» «Съедобные и ядовитые растения» Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить их правильно называть.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Лесные опасности». Занятие по ознакомлению младших школьников с правилами поведения в лесу
Опубликовано: 15 января 2014 в 10:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вот, кто-то с горочки спустился». Фрагмент праздничного концерта, посвящённого...
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу показать вам ещё дно выступление моих коллег, педагогов ДОУ, в рамках проекта "Юбилей Донского края отмечает "Казачок""....
Видеоотчет занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Маленький Мук»
Обычный рабочий день, обычное занятие в одной из подготовительных групп. Так случилось, что именно в этой группе 10 человек стали первоклассниками, ушли в...
Мастер-класс из синельной проволоки «Рябиновая веточка»
Синельная проволока имеет привлекательный вид, хорошо держит форму. Предлагаю мастер-класс по изготовлению рябиновой веточки из синельной проволоки. Это...
Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»
К нам приехал кукольный театр А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказкой снова! Кукольный...
Лэпбук «Овощи» в рамках проекта «Что за чудо огород»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук «Овощи». Его я задумала сделать в ходе подготовки к проекту «Что за чудо...