МААМ-картинки

Летняя практика будущего воспитателя

Аня Селицкая
Летняя практика будущего воспитателя

Летняя практика будущего воспитателя и моя Курсовая работа. То, как я всё связала.

Изначально, ещё до прохождения летней практики, я планировала связать её с темой по моей курсовой работе «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности.» Я заранее продумала занятия, которые при согласии воспитателей, смогу дать детям, опираясь на свою тему. Заранее ознакомилась с техниками рисования, как стандартными, так и нетрадиционными. С методами, и игровыми приемами, подходящими к моей выбранной возрастной группе.

Публикация «Летняя практика будущего воспитателя» размещена в разделах

В свой первый день практики я не только познакомилась с детьми. Мне удалось договориться с заведующей Ольгой Дмитриевной о том, чтобы практику я проходила именно с детьми старшего дошкольного возраста. Мне дали старшую группу.

С воспитателями своей группы (Татьяной Валентиновной и Мариной Олеговной) я поговорила о своей Курсовой работе. Рассказала им о выбранной теме и о том, как я хочу связать свою практику с этой темой. В летний период как таковые занятия с детьми не проводятся. Чаще всего это развлечения и игры. Но все же, воспитатели отнеслись с пониманием и разрешили практически каждый день проводить с группой занятия по ИЗО-деятельности. Но, при условии, что я буду учитывать их летний план, и связывать темы в этом плане со своими темами.

Ещё в первый день воспитатели представили мен их летний план. Я ознакомилась с ним. Передо мной стояло несколько задач. Попробовать реализовать с бумаги в жизнь свои планы и цели, учитывая летний план воспитателей, с которыми буду работать. Я решила, что и им необходимо ознакомиться с моим планом. Хотя бы примерным. В нём можно увидеть уже написанные конспекты занятий по ИЗО-деятельности, различные методы с нетрадиционными техниками рисования, которые можно найти в моей Курсовой работе, а конкретно – в приложениях. Так им стало понятнее, что я хочу реализовать. А ещё им понравилось с какой серьёзностью я подошла к своей практики.

В своей курсовой работе в первой главе во втором параграфе я говорила о том, что дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Мне кажется, не обязательно быть одарённым человеком в творческом плане, чтобы творить, создавать. Это можно развить у человека ещё в детстве. В моей группе было несколько человек, которых четко и уверенно можно было назвать «Талантливые в творческом плане дети». Особенно если учитывать то, что некоторые из них не один год посещали школу искусств. Если честно, жалко было ещё то, что родители перестали их туда водить. Да, эта школа находится в другом городе, нужно время, деньги и другие возможности, но все равно, я думаю, эти ребята многого смогли бы добиться в дальнейшем, если бы продолжили туда ходить. Особенно, если учитывать то, что у них есть на это инициатива, интерес. А это редко. Чаще всего, это родители записывают своего ребенка в какую-нибудь секцию и зачастую заставляют туда ходить. Грустно то, что надо это только родителям, а не их детям. А вот тут совершенно другая ситуация. И хотя, это уже не мое дело, а дело родителей детей, я всё равно не могу провести это заметное различие в творческой активности между теми ребятами, у которых явно наблюдаются способности в изо-деятельности, и теми, которые просто выполняли по образцу то, что я им задала.

Л. С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

воспроизводящую (репродуктивную);

– комбинирующую (творческую).

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая – эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Я согласна с мнением или наблюдением Л. С. Выготского, потому что на практики мне удалось это увидеть самой. Есть дети, которые воспроизводят увиденное, а есть, которые воспроизводят придуманное в своём воображении, в своей фантазии. Творческих людей немного. Не всем детям, например, с первого раза и даже с третьего было понятно моё предложение «Нарисовать несуществующее животное». Да, я понимаю, что и обычное им сложно отобразить на рисунке, но некоторые дети поняли сразу и тут же изобразили волшебное животной, которые живет в стране невиданных зверей. Так называется тема моей конспекта. Это задание помогло мне определить творческую активность детей. А ещё дало понять, что дети привыкли работать по заданному образцу, копировать то, что уже было сделано и придумано, нежели создавать и придумывать самому, хотя бы пробовать.

Мы привыкли думать, что есть «одарённые люди». Но и «неодарённые», на мой взгляд, ничем не хуже! Ведь способности можно развить. Зная, конечно, интересы людей. Ведь у каждого они разные. И каждый по- разному себя проявляет. Нередко перед занятием воспитатели говорили мне : «Кирюша не будет этим заниматься, ему не интересно», ещё чаще говорили грубую фразу «Он (а) не умеет». Я считаю, человек умеет все, просто ещё не знает об этом. Главное, сам интерес, само желание. Можно представлять сам достигнутые результат, законченный рисунок или доделанную аппликацию, но даже не двигаться к этому результату, не выносить свою задумку из головы. И тогда добьёшься лишь того, что люди будут говорить «Он не любит» или «Он не умеет». А можно сесть за стол (что я и предложила сделать Кирюше) и с моей помощью не сделать, а ПОПРОБОВАТЬ сделать интересную вещь. Да, может у Кирюши не получился идеальная работа, как у тех детей, которых мы называем «одарённые», но он хотя бы попробовал. А это уже что-то. Это образ с его головы. Это творческая работа. Это развитие его личности.

Как утверждал А. В. Запорожец: «Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка.»

Обычный, на первый взгляд, рисунок может дать нам «взрослым людям» очень многое. А именно некую информацию. По мнению В. Штерна: «Рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.»

Так, например, один воспитанник постоянно рисовал пауков, каких-то монстров с шипами. И всё черным карандашом, хотя перед ним целый набор цветных радужных карандашей. В чем дело просто так и не поймешь. А вот воспитатели рассказали мне о недавнем разводе у его родителей, после которого в его руку и стал попадать только черный карандаш, а образы в его голове стали выноситься на лист бумаги в весьма неположительном свете.

Как я писала в третьем параграфе на странице 17: «Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка

На занятиях по ИЗО-деятельности я использовала нетрадиционные техники рисования (Рисование ватными палочками, Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками и ладошками, набрызг, отмечаток листика). Мне кажется, для творческой активности и для развития творческой способности, детям необходимо предоставить всевозможный материал для передачи своего образа и, конечно, право выбора Нельзя ограничивать ребёнка. Это я писала в четвертом параграфе на 18 странице: «Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа.»

Так же, для достижения результата и для развития, я поняла, что необходима совместная деятельность (Воспитатель и Воспитанник). Страница 19: «Роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера)».

Но, тем не менее, необходимо принимать во внимания личностную позицию ребёнка. Она во всех возрастных периодах остаётся главной, ведущей. Нужно понимать, где ребёнку необходима помощь, а где совет или подсказка.

Перед занятиями по ИЗО-деятельности необходимо учитывать так же и опыт детей, их знания. Если у них будет недостаточно знаний о том или ином предмете, то и отобразить им будет его сложно или вообще невозможно. Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность. Так, зачастую нужна и предварительная работа. Проводить её или нет мне помогали чаще всего советы или указания воспитателей, которые уже знали с чем их воспитанники ознакомлены, что нужно ещё раз повторить, а с чем и вовсе познакомить. Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т. д.

Чаще всего я проводила именно коллективные работы. Во- первых, коллективная работа составлена из маленьких работ каждого ребёнка. То есть, в одной большой работе заключен большой труд и вклад не только для достижения собственного результата, но и результата в коллективной форме. Во-вторых, работая на общий результат, а не только на свой, дети учатся просто напросто работать в этом коллективе, создавать общий продукт. Это даст понять каждому ребёнку, что труд никогда не пропадёт зря, что только общими усилиями можно создать что-то интересное, красивое, выразительное, глобальное. Что в собственной жизни и в мире прожить легче если есть поддержка товарища.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по рисованию «Листочки из ладошек» дети помогают дереву приобрести листочки. Все листики у дерева улетели и тогда дети принялись красить зелёной краской свои ладошки, чтобы приложить к дереву и оставить отпечаток, который и является новым листочком у дерева.

В конце каждого занятия дети самостоятельно оценивали свою работу или работу товарища. А я интересовалась, понравилось ли им занятие. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой, он опускал в «карман настроения» карточку с изображением настроения. Каждому ребёнку я раздавала по три смайлика- грустный, веселый и нейтральный «незнающий» смайлик. Опуская смайлик, ребёнок обосновывал свой выбор смайлика, рассказывал, что ему понравилось больше всего или не понравилось, а что показалось трудным.

В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить и чувствовать.

Публикации по теме:

Летняя оздоровительная работа в ДОЛетняя оздоровительная работа в ДО Летняя оздоровительная работа в ДО» Цель. Объединение усилий педагогов ДП и родителей по созданию условий, способствующих оздоровлению.

Фотоотчет «Весенне-летняя работа в огороде»Фотоотчет «Весенне-летняя работа в огороде» Весна - самое прекрасное время года,когда все вокруг расцветает яркими красками. Дни становятся все теплее и теплее,распускаются и расцветают.

Консультация для воспитателей «Работа воспитателя с семьей»Консультация для воспитателей «Работа воспитателя с семьей» Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания.

Курсовая работа на тему: «Изучение нумерации в Пределах 10» Введение Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике формирование у детей понятие о числе и арифметических действиях,.

Курсовая работа «Молодежная кадровая политика» ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Раздел 1 Теоретические аспекты государственной кадровой политики 1.1. Понятие и сущность государственной кадровой.

Курсовая работа: Развитие выразительности в работах детей 6–7 лет посредством пластилинографии Введение В истории дошкольной педагогики проблема изобразительной деятельности всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были.

Предварительная работа воспитателя по теме «Новый год» НОВЫЙ ГОД Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Моторчик» 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?». Развитие зрительного.

Работа воспитателя в группе для заикающихся детей Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения их чувств, мыслей, мироощущения. Формирование и развитие личности,.

Сценарий семейного праздника «Музыка нас связала»Сценарий семейного праздника «Музыка нас связала» Семейный праздник «Музыка нас связала». Цель мероприятия: содействие формированию субъектной позиции родителей при взаимодействии с дошкольным.

Творческая работа «Детский сад будущего»Творческая работа «Детский сад будущего» Мы с ребятами в старшей группе долго думали что должно быть в детском саду нашей мечты. Нам хотелось и роботов и компьютеры и растений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Летняя практика будущего воспитателя
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 18:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД