Литературный вечер по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Ольга Семенова
Литературный вечер по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации в стрессовой ситуации праздничного занятия.

Оборудование:

- Портрет писателя.

- Книги П. П. Бажова.

- Выставка уральских самоцветов.

- Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь).

- Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

Ход занятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

(На экране 1 титульный слайд)

Ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный вечер, посвященный творчеству П. П. Бажова. Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург. (На экране слайды 3,4) Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?

Дети: 1.«Серебряное копытце».

2. «Огневушка – Поскакушка».

3. «Голубая змейка»

4. «Медной горы Хозяйка».

5. «Малахитовая шкатулка».

6. «Каменный цветок»

7. «Синюшкин колодец».

(На экране слайд 5)

Ведущий:

«Широко, далеко пораскинулся

Богатырь великий – Седой Урал!

Камни дивные, самоцветные

В тайне синих гор щедро он собрал!

То волнами узорчатость дорожки,

То редкая причудливость куста

Демидовскую медницу – Гумёшки,

Прославил этот камень неспроста.

В нем навсегда застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях, прославивший Урал?

Дети: малахит.

Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте, дети, здравствуйте взрослые! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

(Звучит русская народная музыка).

Хозяйка Медной горы:

Вот мы и в сказке. А куда же мы попали? Давайте попробуем разгадать. А поможет нам моя шкатулочка.

1 задание

.

Узнай сказ по отрывку.

(Из шкатулки дети и родители по очереди достают листочки с текстом и читают задание).

• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка»).

• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце»).

• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка»).

• «Как случится ночь месячная так и приходи. Если меня наверху не случится, скажи: «Без ковша пришел!». (ответ детей: «Синюшкин колодец»).

На экране по мере ответов детей появляются иллюстрации из сказов.

Хозяйка Медной горы:

Молодцы, все загадки разгадали. А попали мы с вами в сказы из малахитовой шкатулки. Моя шкатулочка предлагает вам отгадать сказ по одному лишь только слову, объяснив его значение. Попробуете?

Задание 2.

Узнай сказ по одному слову.

ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».

БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»

РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»

Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)

После игры все занимают свои места.

Хозяйка Медной горы:

В моей волшебной шкатулке есть предметы из сказов, я предлагаю вам отгадать из какого сказа каждая вещь и кому она принадлежала.

Задание 3

.

Чья вещь.

1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». (Подарок Танюшке от Малахитницы).

2. Брошь - «Горный мастер» (малахитовые бляшки, которые Катя вытачивала)

3. Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера).

4. Ящерка на камне – «Медной горы Хозяйка» (так в1-ый раз хозяйка показалась Степану)

5. Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей).

Ведущий:

Задание 4.

Ребята, вы (вместе с родителями, подготовили небольшие сценки, по сказам Бажова. Я предлагаю Вам показать их нам, а мы попробуем угадать, какой же из сказов больше всего полюбился Вашей семье.

(разыгрывание сценок)

Хозяйка Медной горы:

Молодцы, а теперь я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?

Задание 5.

Сделал мастер чудо – Каменный цветок,

Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)

Ставила Дарёнка во дворе корытце,

Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)

Тёмной ночью у костра появляется она –

Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)

Хозяйка Медной горы:

Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.

Задание 6.

Каменный мастер

Горный цветок

Синюшкино копытце

Колодец огневушка

Малахитовая змейка

Голубая шкатулка

Ведущий (обращается к хозяйке медной горы):

Посмотрите сколько книжек самоделок, сколько поделок приготовили дети вместе с родителями по сказам П. П. Бажова. (Рассматривание выставки)

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)

Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)

Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)

Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)

Вот и закончился наш вечер! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов».

Прикреплённые файлы:

prezentacija-skazy-bazhova_6vs20.ppt | 7206 Кб | Скачан: 641
 
Публикации по теме:

Исследовательская работа по литературе учащихся 5 класса по теме «Великий уральский сказочник Павел петрович Бажов» Микро-проект по литературе выполнен учащимися 5 класса после изучения сказа Павла петровича Бажова "Медной горы хозяйка". Для работы над.

Презентация «Родина» для занятий по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Презентация "РОДИНА". Данная презентация разработанна для занятий во второй младшей группе, по патриотическому воспитанию. Презентация поможет.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Литературный вечер по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»
Опубликовано: 12 июня 2013 в 16:49
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...