Папки-передвижки

Лоскутная аппликация. Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми

Ольга Армеева
Лоскутная аппликация. Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми

«Лоскутная мозаика»

Художественно-эстетическое развитие детей через совместную

деятельность со взрослыми.

Армеева Ольга Валентиновна, с. Верховажье, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Радость», воспитатель логопедической группы

Публикация «Лоскутная аппликация, Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленном на решение таких задач, как: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей…»[16] мы стремимся организовать содержательную жизнь своим воспитанникам. Используем для этого современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы в работе в зависимости от имеющихся в детском саду условий, что способствует формированию навыков общения и сотрудничества взрослых и детей. Прежде всего, в игре, общении ребёнок осваивает правила взаимодействия, учится понимать другого ребёнка, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников. Вместе с тем, достаточным потенциалом к становлению социального взаимодействия обладают и продуктивные виды деятельности.

Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.

«Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства».[11]

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий, который напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию из бумаги.

Знакомство с народной культурой, как формой социальной наследственности, позволяет ребенку познать культурно-исторический опыт поколений через собственное творчество и соотнести себя с миром народной культуры, осознать себя частицей этого мира и найти своё место в нём.

Интерес к лоскутной аппликации у наших детей возник после открытия в группе тематической выставки «Весёлые лоскутики».

Детям очень понравились сюжетные картины по сказкам, декоративные подушки и панно. И мы решили поддержать заинтересованность детей : рассказали о технике изготовления аппликации, рассмотрели образцы тканей, затем попробовали по трафарету вырезать простые предметы и составить коллективную аппликацию, также познакомили детей с обычаями и традициями, связанными с историей кукол (игровые, куклы-обереги, этнографические куклы).

Родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу о помощи – они приносили кусочки ткани разной фактуры и цвета, вырезки из журналов с образцами аппликаций, а также помогли нам украсить интерьер изделиями, выполненными в стиле лоскутной техники – это декоративные подушки, коврики, панно.

Нашим детям очень понравилась работа с тканью: они с удовольствием мастерили кукол, делали подарки – панно, коллажи, поэтому мы и организовали в группе кружок «Лоскутная мозаика».

При создании нашего кружка учитывались современные тенденции в образовании. Мы изучили исторический краеведческий материал, уточнили методы и приёмы, пополнили развивающую среду, создали условия для самостоятельной деятельности детей (наглядный материал, схемы, выкройки-трафареты, образцы различных видов тканей, фетра, тесьмы, кружева, лент и т. д.)

Особенности самого материала дают простор для творчества – их можно сворачивать, перевязывать, накладывать друг на друга или даже мять, для того, чтобы создать новую фактуру. И не надо бояться, что детали могут порваться, потерять первоначальный привлекательный вид, в отличие от бумаги.

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, игровых ситуаций, музыки – всё это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре своего народа.

Работа с тканью открывает широкие возможности для творчества. Существует множество способов и техник, которые можно использовать для реализации творческих планов:

- силуэтная аппликация («Чашка с блюдцем», «Цветы», «Машина» и др.);

- предметная и сюжетная аппликация («Фрукты»,«Снегирь на ветке», «Весна»);

- создание фактурных поверхностей и деталей (сувениры);

-Аппликация с использованием кружева, тесьмы, лент, пряжи, фетра (сувениры, открытки, панно)

- изготовление несшивных кукол («Зайчик на пальчик», «Пеленашки», куклы-обереги).

Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая даёт полную свободу для самовыражения.

Занятия в кружке не являются обязательными, а предполагают добровольное объединение по интересам, на основе свободного выбора.

В соответствии с возможностями воспитанников определяем доступные и эффективные методы обучения. Как показывает опыт работы, настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты, могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятия.

Для того, чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, необходимо соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности.

Для этого нужно сформировать у ребёнка положительную мотивацию предстоящей работы. Конечный результат должен быть привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки – посилен.

Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом, подбирает ткань по цвету, реализует задуманное, сверяет результаты с образцом или вносит собственные изменения и дополнения. Затем идёт подбор лоскутиков : уточняется форма, совместимость фона и цвета вырезанных форм.

Работа с цветом даёт большой простор для творчества, позволяет по-новому расставлять акценты, менять настроение, играть на контрастах.

Гармонично сочетаются цвета, соседствующие на цветовом круге и контрастные цвета, находящиеся напротив друг друга. В правильном подборе нам помогает таблица «Цветовые сочетания».

В процессе создания наших картин, кукол, мы выполняем необходимый комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики, а творческий интерес и большое желание детей участвовать в творчестве делает такую работу предпочтительней, чем механическое повторение упражнений для развития мелкой моторики рук.

Разнообразное содержание занятий, возможность интеграции разных видов детской деятельности, регулярность и систематичность их проведения открывают большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества в процессе решения совместных задач.

Идеи и поделки, представленные на слайдах, просты в изготовлении и могут стать оригинальными подарками друзьям и близким к праздникам.

Опыт работы показал, что при создании определённых условий для творческой деятельности, в развитии детей прослеживается положительная динамика: в процессе изготовления аппликаций, поделок, кукол из ткани у детей появилась согласованность в движении глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость, точность в выполнении действий. Дети научились работать с простыми чертежами и схемами.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение.

Такую поделку можно подарить кому-нибудь, повесить на стенку в рамочке – она достаточно привлекательна и эстетична. Кроме изготовления поделок, эта совместная деятельность помогает нашим детям стать более общительными, уверенными в себе, в своих силах и нацеливает на успех.

Всё это помогает каждому ребенку осознать свои способности, найти наиболее интересный для него вид деятельности, где проявляются неповторимая детская индивидуальность, творческие способности в выборе содержания труда, способов реализации замысла, в комбинировании имеющихся знаний и умений.

Список используемой литературы

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. «Волшебные лоскутики»; пособие для занятий с детьми. – М., «АРКТИ», 2006.

2. Банакина Л. «Лоскутное шитье», М., АСТ пресс, 2004.

3. Буклеты: «Российский лён», «Всероссийская выставка-ярмарка», 2007, 2008 г.

ООО «Издательский Дом Вологжанин».

4. Донецк, «Сталкер», 2003. (подарок своими руками)

5. Ж. «Д/В» №8, 2004г.

6. Ж. «Воспитатель ДОУ» №5, 2009г.

7. Ж. Цветной мир «Зайка и солнышко», 2013.

8. Ж. Цветной мир «Рукотворные игрушки», 2/2013

9. Каченаускайте Лайма «Аппликация», М., ООО «Издательство АСТ».

10. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла. ,

СПб., «Паритет», 2003.

11. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. М. : Издательский дом «Цветной мир»,2010.

12. М. Максимова, М. Кузьмина «Девичьи хлопоты», М., ЭСКМО, 2003.

13. Программа Г. М. Федышиной «Лоскутная техника».

14. - «Ситцевый лоскуток» - учебное пособие, Мозаика-Синтез, 2010

15. - Рабочая тетрадь по «Основам декоративно-прикладного искусства», Мозаика-синтез, 2010

16. - ФГОС ДО ПРИКАЗ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155

Публикации по теме:

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация «Моя мама — весенний цветок» Педагог: Киселева Г. Р. Возраст детей: 3-4 года Тема недели: «Наши бабушки и мамы» НОД: «Художественно-эстетическое развитие (аппликация)».

Аппликация «Подарок для мамы». Конспект ООД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности ОО «Художественно – эстетическое развитие» «ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ» (аппликация) творческая.

Художественно-эстетическое развитие детей в МБДОУ Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация «Снеговичок» Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Снеговичок" Цели: 1. Вызвать интерес к изображению.

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе. Аппликация «Утка с утятами» Конспект занятия в средней группе по образовательной области художественно- эстетическое развитие (аппликация). Выполнила: воспитатель средней.

Цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» Музыкальный руководитель Муратова Эльвира Юсуфовна ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность «Город Мастеров»НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность «Город Мастеров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории «Алёнка» Конспект.

«Мир сказок». НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3–4-х лет Цель: Развитие детского творчества Программное содержание: - Развивать конструктивные и творческие способности, воображение, речь детей.

Перспективно-тематическое планирование по OO «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация декабрь «Новый год» 2 недели «Бусы на елку» Цель: закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников.

План — конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие ОО «Аппликация» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие ОО «Аппликация».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лоскутная аппликация. Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 16:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД