Татьяна Хомягина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»
Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной гимнастики происходит выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. А это очень важно при театрализованной деятельности.
Артикуляционную гимнастку следует выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому желательно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка и для этого я использую музыку.
(Включаю музыку)
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам стать детьми и выполнить несколько несложных упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Сначала беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
аааааааааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
оооооооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
ииииииииииииииииии (рот слегка открыт).
2. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaаааааааa
яяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииииииииии
3. Затем предлагаем ребё нку произносить согласные звуки:
Как жужжит жук - зззззззззззззззззззззззз
Как жарится картофель - шшшшшшшшшшшш
Как рычит собака - рррррррррррррррррррр.
Затем предлагаем выполнить комплекс артикуляционной гимнастики:
«Окошко»
• широко открыть рот — «жарко»
• закрыть рот - «холодно»
«Трубадур»
Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.
«Слонёнок пьёт водичку»
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая.
«Часики»
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка.
В своей практике я также использую метод биоэнергопластики.
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Фонарики:
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка:
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Речка и рыбка:
Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Птичка пьё т водичку:
Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Затем проводим работу со скороговорками. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному. Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у детей будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество речи и дикции.
Например давайте вместе произнесем такую скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Игровой прием (использование схем) :
1. Начало медленно, а конец быстро.
2. Начало быстро, а конец медленно.
3. Начало скороговорки – тихо, а конец – громко.
4. Начало громко, а конец тихо.
А теперь давайте попробуем по движению моей руки – начали!
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка».
Поэтому дальнейшую работу со скороговоркой проводим с добавлением рук, отхлопываем или отбиваем ритм (можно по столу, по коленям, по бедрам, сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
Также очень важно научить детей передавать мимикой страх, боль, испуг, сострадание. Так как пантомима является более сложным видом инсценировки. Этот вид работы вызывает у детей трудности, так как воображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем. Поэтому, сейчас, я предлагаю вам поиграть с интонацией произношения, произнесите, пожалуйста, эту же скороговорку: утвердительно, вопросительно, восклицательно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
А сейчас я вам предлагаю произнести эту скороговорку в соответствии с той эмоцией, которую я вам покажу:
Грусть, радость, удивление, страх, безразличие и т. д.
А сейчас я предлагаю вам стать той самой Сашей и обыграть такую ситуацию. Представьте, что на улице жаркий день, а вы идете по шоссе и сосете сушку.
На улице ветренно.
На улице дождливый день.
Молодцы! Спасибо за игру!
Вот видите, как с помощью одной скороговорки мы можем развивать у детей актерские способности.
Я благодарю вас за внимание и пусть совместные занятия с детьми принесут вам не только пользу, но и удовольствие!