Получи документы

Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»

Альбина Сабирова
Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета».

Цели:

Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;

Систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;

Пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

Передача «Мамина школа»

Публикация «Мастер класс для педагогов на тему „Культура речи, или Выразительное общение“» размещена в разделах

(Слайд 1 Вас приветствует Кармановское телевидение)

(Слайд 2. Видео-заставка передачи «Мамина школа».)

Ведущий передачи:

Здравствуйте, мои уважаемые телезрители! И я, Шамагулова Айгуль, приветствую вас в передаче «Мамина школа». Согласитесь, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой, видимо, в связи появлением в этом мире новых технологий. Теперь можно и рта не раскрывать, но при этом можно обмениваться информацией с помощью компьютера, телефона, айпада, айфона.

Но согласитесь, вместе с речью развивается и ум, и психика, и зря мы спокойно пускаем это на самотек. Если дело так пойдет и дальше, то наши дети вскоре вообще разучатся излагать грамотно свои мысли, культурно разговаривать, и никогда не познают роскошь человеческого общения.

А тем временем педагоги, логопеды во весь голос кричат, что у наших детей сегодня большие проблемы с развитием речи.

Поэтому тема сегодняшней передачи «Культура речи или выразительное общение»

(Слайд 3 Культура речи или выразительное общение)

Передача пройдет в форме ток–шоу. И сегодня у нас в студии воспитатель младшей группы Кармановского детского сада «Ляйсан». Итак, давайте поприветствуем: воспитатель первой категории Сабирова Альбина Альфитовна. Также в ток–шоу принимают участие воспитатели детских садов Янаульского района Республики Башкортостан.

АШ: теперь слово дадим Альбине Альфитовне.

А. А: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Культуре речи и этикету общения придается огромное значение в деловом мире. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Именно поэтому обладать прекрасными манерами и уметь выразительно передать свои мысли – залог успеxа для любого человека.

КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса:

КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО

(Слайд4)

А. Ш:Когда мы говорим о правильной речи, мы имеем в виду качества речи. О каких качествах речи вы можете рассказать?

А. А:Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К качествам речи относятся правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, выразительность, ясность.

(Слайд 5)

Правильность – это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство, то есть умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – это употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей.

А. Ш: Давайте перейдем непосредственно к самим видам и жанрам речи. Расскажите пожалуйста.

Виды речи :

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

Слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

(Слайд 6)

Жанры речи :

Монолог – это жанр, образованный в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

.Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

(Слайд 7)

А. Ш: А сейчас ответим на такой вопрос: как происходит обучение культуре речи в ДОУ?

(Слайд 8)

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

(Слайд 9)

К сожалению, на практике бывает, что в нашей речи, речи педагогов, встречаются следующие недостатки:

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

неправильное ударение в словах;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

копирование речи малышей, «сюсюканье»;

использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

Исходя из вышесказанного, перечислим основные требования, предъявляемые к речи педагога :

правильно произносить все звуки родного языка;

чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

А. Ш: Раскрыть всю полноту и содержание сегодняшней темы мы решили через «Речевой этикет», так как он играет важную роль в общении.

(Слайд 10)

А. А:Немного из истории речевого этикета

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.

Нужно помнить и о не речевых (невербальных) средствах коммуникации. Это жесты, мимика, тональные особенности, поза.

(Слайд13)

Нужно помнить, что грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком. Да что там с человеком! Блистательная дрессура Дурова, как известно, основана именно на “поглаживаниях”. Как говорится ”Доброе слово и кошке приятно”! А злое всегда обижает.

(Слайд 14. Цирк)

Для того, чтобы не обидеть другого человека и чтобы быть интересным собеседником, нужно соблюдать следующие правила культуры речи :

Старайтесь говорить правильно, не употребляйте в речи грубых выражений.

Говорите только о том, что знаете.

Не спешите высказывать свои мысли.

Не будьте многословны. Подбирайте в беседе те слова, которые лучше всего выражают вашу мысль.

При разговоре не размахивайте руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

Не говорите быстро, не проглатывайте слова.

Не старайтесь перекричать собеседника. Если он говорит очень громко, начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.

Будьте ласковы и приветливы.

(Слайд 15)

Во все времена ценились тактичные и вежливые люди, о чем свидетельствуют пословицы и поговорки.

(Слайд 16)

Очень правильно и красиво о роли общения в жизни человека сказал великий писатель Мигель де Сервантес. Сааведра

(Слайд 17)

Практическая часть.

А Ш: Спасибо вам за подробную характеристику культуры речи.

Уважаемые телезрители, вы любите путешествовать? Альбина Альфитовна вас приглашает в непростое путешествие.

А. А. : Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. (Звучит космическая музыка.)

(Слайд 18)

Первая планета – планета «Добрых слов».

(Слайд 19)

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета

Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

Игра «Солнечные лучики».

В каждом из нас есть маленькое солнце — это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».

(Слайд 20)

Молодцы, а наше путешествие продолжается. (Звучит музыка.)

Вторая планета – планета «Сказочная».

(Слайд 21)

Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут себя вежливо, и злые, которые невежливы.

Игра «Добрый – злой».

Я буду называть героев, если герой добрый, вы улыбнитесь, если злой – закройте лицо руками.

Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик–с–пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.

Следующая планета - «Планета счастья».

(Слайд 22)

На этой планете живут маленькие человечки, которые требуют от нас большого внимания: чтобы мы побольше с ними разговаривали, беседовали, читали им потешки, сказки, стихи, занимались творчеством и чтобы все это происходило спокойно, эмоционально и обязательно доверительно и доброжелательно.

А. Ш. : А теперь немножко отдохнем и посмотрим видеоролик (Презентация с фотографиями).

А. А. : Посмотрев видеоролик, мы с вами вспомнили о том, какую работу мы ежедневно выполняем по развитию речи в детском саду.

Давайте поиграем в пальчиковые игры. Дети старшей группы нашего детского сада помогут мне.

(Слайд 23 Пальчиковые игры.)

Хотите поиграть еще в одну игру? Давайте.

Игра «Дракоша в пещере».

Это игра была для закрепления произношению звуков.

(Слайд 24)

А. Ш. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету, с которой началось путешествие. Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на родную планету.

Альбина Альфитовна пришла на нашу передачу со своими воспитанниками. Она покажет интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и по развитию речи на тему «День рождение Маши».

Занятие.

И в конце передачи, Альбина Альфитовна, ответьте на один вопрос: «Какой бы главный совет дали зрителям по развитию культуры речи и по постановке правильной речи

А. А. : Главный наш совет – это развивать культуру речи через речь взрослого и через литературу, а также играя заниматься с детьми.

А. Ш В конце передачи мы хотим поблагодарить Альбину Альфитовну и наших зрителей и хотели бы раздать небольшие подарки. После передачи мы попросим вас посмотреть нашу выставку. А пока до новых встреч.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Обучение грамоте и звуковая культура речи» Деловая игра: «Дерево мудрости» Цель: повышение педагогического мастерства у педагогического состава МБДОУ №114 и передача опыта по разделу.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Космическое путешествие», с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». Теоретическая часть: -Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы с вами окунёмся в мир космоса и нарисуем космический пейзаж в нетрадиционной технике.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» Введение Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж»Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж» .

Мастер-класс по лэпбуку для педагогов на тему «Зимние виды спорта» Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Тренинг «Общение». Развитие коммуникативных навыков педагогов Тренинг для педагогов Тема: Общение Задачи: 1. Развитие вербальных и невербальных средств общения 2. Сплочение педагогического коллектива.

Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ» Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно.

Занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи». Конспект занятия по развитию речи на тему : «Звуковая культура речи». Программные задачи: проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 19:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД