Анна Хветте
Мастер-класс для педагогов «Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство развития речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов
«Приобщение к сказкам народов Поволжья, как средство развития речи дошкольников»
В современных условиях жизни все чаще наблюдается снижение читательского интереса художественных произведений. В результате теряется интерес к родному языку. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Проживая в России, в Поволжском крае мы и наши дети должны лучше знать традиции своего народа, а также традиции и культуру народов Поволжья. Мы должны воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям.
Я считаю, что знакомство дошкольников со сказками народов Поволжья это отличное решение данной проблемы, так как именно народные сказки прочно вошли в быт детей и близки их мышлению, представлению о культуре своей Родины.
Именно поэтому, наша задача создать условия, способствующие развитию толерантности и укреплению дружеских взаимоотношений. Сформировать у детей интерес к изучению культуры народов Поволжья, представления об особенностях фольклора, обычаях и традициях, народов Поволжья.
Знакомство детей со сказкой, разнообразные дидактические игры на её основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствует полноценному развитию речи детей.
Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие идеалы и стремления, формируют личность.
Цель: Формирование устойчивого интереса дошкольников к сказкам народов Поволжья, через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов и детей. Расширить представление детей о многообразии народных сказок народов Поволжья (русские, чувашские, татарские, мордовские сказки). Пополнять словарный запас детей, развивать речь.
Показ лэпбука: хочу показать пособие которое я использую в своей работе по ознакомлению дошкольников со сказками Поволжья.
Обыгрывание: Ребята, посмотрите, мы попали в деревню. Какие здесь дома непростые! Как вы думаете, что это за дома? (Предполагаемый ответ детей. Это русский и чувашский, мордовскии и татарская изба.)
Воспитатель. Как вы догадались?
(Предполагаемый ответ детей. Мы их узнали по разным орнаментам.)
Воспитатель.
Посмотрим, кто живт в этом доме? (Открывает русский дом.) Здесь живут необычные жильцы – люди разной национальности! Дома разные, а может и сказки разные? Что это за сказки?
Предполагаемый ответ детей. (Здесь живут русские, татарские, мордовские и чувашские, значит и сказки этих народов.)
Сегодня я вас познакомлю с чувашской народной сказкой «Мышка вострохвостик»
Беседа по содержанию сказки :
1. О ком эта сказка? (О мышке вострохвостике)
2. Как вы думаете, кто главный герой этой сказки? (главный герой этой сказки мышка вострохвостик)
3. А как вы понимаете слово вострохвостик (у мышки тонкий, острый хвост). Ладья (большая лодка). Хуплу (пирог закрытый с мясом)
4. О чем мечтала Мышка? Как она говорила о своем путешествии? (мышка мечтала путешествовать. Хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок).
5. Кто просился к Мышке на кораблик? ( К мышке на кораблик просились: зайка, лисичка, волк и медведь).
6. Что они обещали? (Они обещали быть мышке настоящими друзьями).
7. Почему кораблик перевернулся? (потому что на кораблике произошел спор между зверями. Все большие звери обидели маленькую мышку. Мышка испугалась, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила).
8. Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями Мышке Вострохвостику? (Ответы детей).
Давайте подберем поговорки, пословицы подходящие по смыслу к сказке :
«Без беды друга не узнаешь», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Есть пирожки-есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков»
О чем эти пословицы (эти пословицы о ненастоящих друзьях, которые в беде не помогут)
-Верно, эти пословицы о ненадежных людях, которых нельзя назвать друзьями. Случись беда, и они не придут на помощь, а отвернуться от вас.
Как вы думаете? Эти пословицы подходят к нашей сказке? (мне кажется что эти пословицы подходят к нашей сказке)
А как поступают настоящие друзья (настоящие друзья никогда не бросают в беде. Они всегда будут рядом.)
Сказка называется «Мышка Вострохвостик». А как можно назвать ее по- другому? Объясните свое название. (Ответы детей).
Хоть и мышка маленькая, но добрая, она всех впустила на свой кораблик.
Как вы думаете Мышонок найдет верного, настоящего друга?
И кто будет этим другом
Понравилась ли вам эта сказка?
Чему учит нас эта сказка? (эта сказка учит нас быть надежными, преданными друзьями. При беде, прийти на помощь другу.)
А я вам желаю чтобы у вас всегда с вами рядом были настоящие верные и преданные друзья.
И напоследок мне вам хочется сказать одно крылатое выражение: «Сказка - лож, да в ней намек, добрым молодцам урок»