Формирование правильного речевого дыхания

Лариса Миляева
Формирование правильного речевого дыхания

Мастер – класс: «Формирование правильного речевого дыхания у детей»

Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:

- формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

- развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Начиная работу по формированию (воспитанию) правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанки. Осанка зависит от тонуса мышц спины, поэтому начинать выработку речевого дыхания следует с формирования правильной осанки и тренировки мышц спины.

Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, т. к. в этом положении легче дышать правильнее, чувствовать паузу, а затем – в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит, - выдвигаться вперед. При выдохе живот должен втягиваться.

В качестве примера остановимся на следующем упражнении.

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхая воздух через рот, произнести звук «а» без голоса. Выдох контролируется рукой. Левая рука при этом находится на животе (выдох – живот втягиваем). Правую руку можно в это время поднести ко рту и на тыльной стороне ладони почувствовать теплую воздушную струю.

Упражнения «Задуй свечу», «Понюхай цветок», «Сдуй снежинку».

Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:

- вдох и выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох и выдох через рот.

Как только первоначальные упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания освоены, следует переходить к работе над фонационным (речевым дыханием). Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, а правая рука – выполнять плавное простое движение. Позднее дыхательные движения могут сопровождать более сложные двигательные операции.

1. Сделать глубокий вдох, на выдохе – длительный шепотный звук «фффф…»; «сссс.», «шшш…», «кссс…», «пшш…».

2. Вдох через нос, руками обнять плечи; выдох через рот, на выдохе руки через стороны, сопровождая звуками: а, о, у, э, с, ш, х…

3. Выполнять в положении «сидя». Надуть живот, левую руку положить на живот. На выдохе произносить вначале слоги: «па. по, пу, пи, пэ», «папа. попо. пупу. пипи. пэпэ», затем короткие фразы:

- Вкусно пахнет.

- Вкусно пахнет цветами.

- Весной вкусно пахнет цветами.

4. Вдох через нос, на выдохе считать предметы, игрушки, читать знакомые стихи, деля их на части (синтагмы).

5. Вдох через нос, выдох: от груди руки поднять плавно вверх и в стороны «па»; вдох, выдох: от груди руки в стороны «по»; вдох, выдох: слегка давящее движение рук вперед «пу»; вдох, выдох: присесть, обхватить колени «папопу». Аналогично: «мамому», «нанону», «татоту», «дадоду».

Первые 20 занятий количество вдохов и выдохов не более 16 раз. После 20 занятий количество вдохов и выдохов увеличивается до 32 раз. С 28 занятия увеличение времени на выработку диафрагмального дыхания доходит до 48 вдохов и выдохов. Общее время на проведение дыхательных упражнений 5 мин. На занятии проводится одно упражнение на выработку физиологического дыхания и одно-два упражнения на воспитание правильного фонационного дыхания.

Публикации по теме:

Коррекционно-разивающее дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Времена года» Для чего необходимо правильное речевое дыхание? Очень часто можно услышать как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине,.

Мастер-класс Дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок»Мастер-класс Дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок» Мастер-класс Дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок»Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87 "Кораблик" г. Белгород Дубенцова В. В. Уважаемые.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Формирование правильного речевого дыхания
Опубликовано: 27 октября 2013 в 13:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Ваза из газетных трубочек»
Мастер – класс рассчитан как для детской аудитории, так и для педагогов дополнительного образования, воспитателей, мам и бабушек, и для всех тех, кто...
«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»
Доброе время суток, мои коллеги! Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;...
Сценарий семейного праздника «Мы вместе! Мы рядом!» в средней группе
Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; вызвать положительный эмоциональный отклик; создать...
Конспект деятельности детей дошкольного среднего возраста «Давайте вместе поиграем»
Конспект деятельности детей дошкольного среднего возраста: « Давайте вместе поиграем» Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам...
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»
Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены поведением ребёнка,...