Оксана Улитина
Мастер-класс «Игровой набор «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии дошкольников»
Дары Фрёбеля в познавательном развитии
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора
«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в познавательном развитии.
Задачи:
• познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
Публикация «Мастер-класс „Игровой набор „Дары Фрёбеля“ в познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
• вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
• показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: Игровые наборы Фрёбеля № 7, 8, 9, 10, Наборы №№ 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, J1, J2, зеркало, мультимедийное оборудование.
Ход:
Вводная часть:
Так с чего начать наше путешествие в мир конструирования?
Все правильно, с главного. Кто был первым? Кто придумал конструктор для детей? Оказывается, случилось это не так уж и давно, всего 176 лет тому назад. И изобрел его, выдающийся немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель. Собственно, как и Колумб, до конца своих дней не понял, что он открыл Америку, так и Фребель в свое время и не думал, что станет основоположником индустрии конструктора для детей. Можно конечно спорить, что и до него были предметы похожие на детские конструкторы, но именно он обосновал, для чего они нужны, написал методические задания. После, во всех уголках мира стали появляться различные наборы для конструирования.
• Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
• Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" предназначен для воспитателей,
психологов, логопедов, дефектологов, родителей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:
• социально-коммуникативного развития;
• познавательного развития;
• речевого развития;
• художественно-эстетического развития;
• физического развития
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) и сопровождается комплектом методических пособий. В составе набора 14 модулей и комплект методических пособий (6 книг).
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля» :
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках,
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Представленные в пособии игры решают следующие задачи:
• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• развитие игровой деятельности;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности;
• развитие сенсорных навыков;
• расширение кругозора;
• развитие элементарных математических представлений.
Последовательность занятий с "дарами" знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части).
«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в путешествие, в игровую страну «Даров Фребеля».
Ход игры:
«БОЛЬШАЯ СТИРКА» (От 4 лет)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Направление: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Содержание работы: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Постираем в ванночке Рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, Трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, Платочек для Ириночки.
(Г. Лагздынь)
Описание игры:Педагог выкладывает на столе несколько веревок, на которых будет сушиться «белье». Затем он выкладывает «рубашку» из четырех фигур (наборы № 7, 8, 9, 10) и говорит, что все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Детям предлагается «вывесить свое белье». Задача - составить длинную цепочку и не ошибиться, при этом запрещено менять только что измененную деталь.
Модификация игры: дети делятся на команды «Старушки-постирушки» и «Еноты-полоскуны» : кто больше «постирает белья» (выстроит цепочку длиннее).
«ГЕРБЫ И ФЛАГИ» (От 5 лет)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Направление: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Содержание работы: развитие общения и взаимодействия ребенка со
сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
У России величавый
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
(В. Степанов, «Герб России»)
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска - Солнечный рассвет.
(В. Степанов, «Флаг России»)
Описание игры: Педагог рассказывает детям, что такое флаги и гербы и зачем они нужны; рассказывает о значении цвета и других деталей этих государственных символов. Целесообразно уточнить, когда и где можно увидеть гербы и флаги нашей страны и других стран. Далее педагог предлагает детям придумать герб и флаг своей группы, сконструировав его из наборов, и объяснить, почему они получились именно такие.
Модификации игры:
• Детям предлагается сконструировать флаги стран мира.
• Детям предлагается сконструировать флаг и герб своей семьи.
«КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Направление: развитие воображения и творческой активности.
Содержание работы: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое); развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками; становление саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Описание игры: Педагог предлагает детям понаблюдать за отражением различных предметов в зеркале, в том числе за своим собственным отражением. После этого дети выполняют несложные композиции, наблюдают за их отражением, а затем пытаются воспроизвести зеркальную композицию без использования зеркала. Когда дети несколько раз попробовали отразить композиции, можно начинать игру «Королевство кривых зеркал» : один ребенок строит композицию, второй отражает ее с ошибкой, а третий ребенок пытается ее исправить. Затем дети меняются ролями.
Модификации игры:
• Зеркало может устанавливаться с разных сторон.
• Зеркало устанавливается несколько раз под одну и ту же композицию под разными углами.
• Зеркало отражает уже отраженную композицию.
Заключительная часть. Рефлексия.
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фрёбеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, принять к сведению.
Благодарю за работу!