Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников»

здоровова Оксана
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников»

Мастер – класс

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила:

Здоровова Оксана Владимировна,

воспитатель МБДОУ №5 «Дельфин»

Шарыпово, 2013 г.

Слайд 2.

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков. Главный акцент делается на формирование у дошкольника интегративных качеств, обеспечивающих ему в дальнейшем успешное обучение в школе, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования также определяют итог освоения дошкольником образовательной программы, как и наличие у выпускника детского сада интегративных качеств, среди которых выделяются такие качества как:

Слайд 3.

• интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

• задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

• способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности);

• в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

• принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников. Исходя из опыта моей работы, считаю наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании метод проектной деятельности.

Слайд 4.

Проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего – либо, предваряющий его создание».

В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности.

Слайд 5.

Целью этого метода является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности.

Слайд 6.

Задачи:

• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями окружающей действительности;

• научить планированию, поиску и умению делать выводы;

развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – как доказательством;

• создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно - предметной развивающей среды;

• создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;

• вовлекать родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Слайд 7.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.

Слайд 8.

Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной, все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи. Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Сначала он пытается представить несколько вариантов подставок, может даже нарисовать их. Фактически каждый вариант позволяет ребенку лучше понять, что он собирается сделать и последовательность действий. И это еще не все он должен продумать и материал из чего он будет делать и тут он обязательно обратится за помощью ко взрослым. Эта деятельность будет считаться проектной.

Слайд 9.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает, к конкретным жизненно важным проблемам.

Слайд 10.

Отличительные особенности проектного метода от образовательной деятельности:

1. идея исходит от детей, педагог помогает организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения;

2. формирование специфических знаний, умений, навыков (выдвигать гипотезы, находить самостоятельно информацию, излагать добытую информацию, определять этапы работы, следовать задуманному плану, навык публичного изложения своих мыслей);

3. временные рамки определяются участниками проекта.

4. деятельность завершается реальным, осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным практическим образом (газеты, макеты, альбомы, выставки, праздники и т. д.);

5. Повышается активность в детско-родительских отношениях (жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием);

6. заинтересованность и самостоятельность детей.

Слайд 11.

В своей работе использую, три основных вида проектной деятельности в зависимости от цели и задач.

• Исследовательская (исследование предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, чаще всего носят индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения: родителей, сестер, друзей).

• Творческая (его особенность долгосрочность, создается творческий продукт, осуществляется коллективно или совместно с родителями).

• Нормативная (проекты по созданию норм и правил, они инициируются педагогом, для решения проблемной ситуации).

Слайд 12.

Для возникновения проектной деятельности нужен привлекательный отправной момент. Я использую такие моменты как:

• реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся);

• специально «смоделированные»: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п. ;

• воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.);

• стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.);

• организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы;

• отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Слайд 13.

Организацию над проектной деятельностью осуществляю поэтапно.

Этапы работы:

• проблемная ситуация;

• выработка гипотез;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор информации;

• подготовка материалов к защите (доклад, макет и т. д.);

защита или презентация проекта.

Слайд 14.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлены:

«Центр науки» (он делится: на место для постоянной выставки, на место для приборов; место для проведения исследований; место для неструктурных материалов, как опилки, вода, песок и др.);

• мини изостудия;

• уголок познавательно – речевой (книги, схемы, иллюстрации, энциклопедии);

• природный уголок;

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют познавательную и творческую активность, на и влияют на содержание сюжетно - ролевых игр.

Уважаемые коллеги! Следующим этапом мастер-класса, для закрепления выше сказанного, предлагаю разработать проект по развитию познавательно-исследовательской и продуктивно (конструктивной) деятельности дошкольников. Для начала практической деятельности вам необходимо разделиться на три команды. Первая команда разрабатывает исследовательский проект, вторая творческий и третья нормативный.

По окончании работы:

• обсуждение результатов самостоятельной творческой деятельности педагогов;

• возможность внесения отдельных проектов в перспективный план работы ДОУ.

Далее идет обсуждение результатов совместной работы, выявление достоинств и недостатков, предложение возможных вариантов внесения изменений для достижения наилучших результатов.

Рефлексия. Обмен мнениями об эффективности и пользе проведенного мастер-класса, возможности практического применения приобретенных знаний и умений.

Слайд 14.

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – я руководствуюсь мудрым советом: Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратится к тому, что узнал.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика – Синтез,2008.

2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Из-во: Дом Федорова,2010

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_2ht8u.ppt | 912 Кб | Скачан: 317
 
Публикации по теме:

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Стихотворение к юбилею детского сада МБДОУ «Дельфин» г. Алдан Республики Саха (Якутия) "Что за чудо этот дом?" Есть такой в районе нашем Дом - с названием «Дельфин». В этом.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской детской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 16:49
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...