Папки-передвижки

Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования»

Ольга Забродина
Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования»

Мастер-класс

"Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса дошкольников»

Цель мастер-класса : обучить участников мастер-класса экспериментированию.

Задачи мастер-класса :

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность;

Публикация «Мастер-класс „Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования“» размещена в разделах

-представить педагогам некоторые формы проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

-сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

-активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, приложения: “Почемучка”, “Алгоритм проведения эксперимента”, “Примерная структура эксперимента”, схемы проведения опытов № 1, 4; емкости с водой, бумажные цветы, карандаши, стаканчики, бумажные салфетки, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, мыльные пузыри, буклеты с методическими рекомендациями.

Участники мастер-класса : Педагоги МДОУ.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать»,

— гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать,

сделать своими руками»,

— утверждают педагоги-практики.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Ответ надо правильный дать.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Слово эксперимент- древнегреческое, в переводе на русский обозначает опыт, проба.

II. Вводная часть (слайд 1)

- Тема мастер-класса “ Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.

(слайд 2)Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова китайской пословицы

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

(слайд 3)

Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы.

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

- На эти вопросы мы постоянно ищем ответы. Изучаем новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Я считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование (слайд 4) – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

III. Основная часть

- На нашем мастер-классе нам с вами необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.

Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию (слайд 5)

1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)

2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы занятия

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)

5. Подготовка пособий и оборудования.

- Сейчас мы поиграем с пазлами и в игре смоделируем структуру эксперимента.

На магнитной доске расположены этапы проведения эксперимента.

Примерная структура эксперимента (слайд 6)

1. Проблема

2. Постановка задачи

3. Варианты решения

4. План эксперимента

5. Выбор оборудования

6. Правила безопасности

7. Эксперимент

8. Вывод

9. Связь с жизнью

10. Обобщения

- Решая задачи в соответствии с ФГОС и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. И задает он массу неожиданных вопросов:

-Можно ли заставить апельсин утонуть в воде?

- Когда бумага становится тяжелее воды?

-Можно ли выйти сухим из воды?

- Рухнет ли «Пизанская» башня?

-А вы хотите это узнать? Вам это интересно?

Следуя составленному алгоритму начнем опытно-экспериментальную деятельность.

Опыт 1 (слайд 7) «Плавающий апельсин»

- Как можно заставить утонуть апельсин.

Ваши варианты.

Ставим эксперимент.

-Опустите апельсин в воду. Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

-Очистите апельсин. Опустите в воду.

- Что видите? Почему?

- Сделайте вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Опыт 2 (слайд 8) «Когда бумага становится тяжелее воды?»

Когда бумага становится тяжелее воды?

Ваши варианты

Проводим эксперимент

У вас на столах лежат цветы из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Далее опустите кувшинки на воду, налитую в ёмкость.

- Что вы видите? Почему это происходит?

Сделайте вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт 3 (слайд 9) «Сухой из воды»

-Что означает «выйти сухим из воды»? (без потерь и ущерба выйти из сложной, неприятной ситуации)

- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Ваши варианты. Как вы думаете?

Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая. А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости. Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).

А что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? Давайте попробуем. И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

Сделайте вывод: в стакане находится воздух, который не дает намокнуть салфетке. Когда стакан наклонили, воздух вышел, а его место заняла вода и салфетка намокла.

Опыт 4 (слайд 10) «Падающая башня»

Отгадайте загадку:

Колокольня рассердилась

На неправильный проект

И немного накренилась,

Чтоб произвести эффект.

На дно тарелки поставьте башню из нескольких кубиков сахара-рафинада (для опыта достаточно 5-7, так чтобы «башня» получилась довольно высокой. В стакан с водой добавьте небольшое количество красителя.

Что можно сделать, чтобы башня разрушилась? Как вы думаете?

Проводим эксперимент. Налейте немного раствора так, чтобы не замочить башню.

- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

- Сделайте вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

IV. Заключительная часть (слайд 11)

- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов - положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Уважаемые коллеги!

Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

(слайд 12)

Мы пускаем пузыри,

В воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Прикреплённые файлы:

master-klas_9h3es.pptx | 2771,02 Кб
 
Публикации по теме:

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к хоровому пению у детей старшего дошкольного возраста Самый естественный и простой путь подготовки к восприятию музыки и создания положительного отношения к ней – это игровой момент при построении.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовка основы для выполнения поделки. Нужно взять лист белого картона (это будет аквариум) и наклеить на него картон голубого.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Создание музеев как метод развития познавательного интереса у дошкольниковСоздание музеев как метод развития познавательного интереса у дошкольников Прикасаться к старине нам помогают музеи, создаваемые в ДОУ, а также непосредственно в группах. "Создание музеев, как метод развития познавательного.

Продуктивная деятельность как средство проведения мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возрастаПродуктивная деятельность как средство проведения мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Вот и начался новый, полный, еще пока не известных событий, год. Кто-то продолжает работать в старом режиме, кто-то перестраивается на новый.

Проектная деятельность как метод развития у детей дошкольного возраста интереса к чтению В современном обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые.

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников Практическое изучение в развитии познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности Практическое исследование проводилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 22:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД