Мастер-класс «Новинки логопедии» (часть 2)

Надежда Беломестнова
Мастер-класс «Новинки логопедии» (часть 2)

Программа имеет блочно-тематическое построение

:

Блок 1 – Фонетика и фонематический слух

Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа

При отборе программного материала учитывалась структура дефекта инклюзивных детей.

Овладение звуковым анализом и синтезом сопряжено с целым рядом трудностей. Эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями обобщения, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощаемостью, которые в той или иной степени отличаются у инклюзивных детей, если корректировать речь ребенка, опираясь только на слуховое восприятие, материал практически не усваивается детьми. Дополнительно к слуховой необходимо добавить и зрительную опору. Речевые звуки – это особая категория, их нельзя увидеть, нельзя потрогать.

Поэтому при обучении инклюзивных детей к принципу наглядности добавляется принцип символичности, переход от наглядных средств обучения через замещение, кодирование, схематизацию к моделированию символикой. Ребенок, не различив на слух какой-нибудь звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.

Слайд (8)

Коррекционную работу

- поcтановку звуков необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха, так как формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, и наоборот, умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов.

Таким образом,

применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития — восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения в аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов. Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых звуков. Таким образом, введение моделей способствует формированию Личности, которая сама «добывает» знания. грамотно и целенаправленно планирует свою деятельность. Что полностью соответствует требованиям ФГОС, конкретнее прослеживается в целевых ориентирах для старших дошкольников. Слайд (8).

Результативность инновации на лицо:

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре.. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки, могут игры со звуковыми моделями.

Звуковая модель - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции.

Для каждого звука рекомендуются следующие виды заданий:

- подобрать слова на заданную модель артикуляции;

- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

- составить слог на заданную модель артикуляции;

- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова, обозначив его моделью;

- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

- составить слова из моделей артикуляции звуков;

После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:

• выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;

• при произнесении слогов (слов, состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;

• подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;

• выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

• покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

• соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

• произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку.)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

• поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

• внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

• хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

• сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

• звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу, «у-а» (плачет ребенок, «и-а» (кричит ослик, «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

• кто первый

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

• эхо

Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [А][У], [И][О], [И]О][Э], [У][А][Ы], [У][А], [Ы][Й], [Э][Й], [А][О].

• Как уже говорилось выше, обучение дошкольника должно происходить в игре. Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми моделями. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».

РЕЗУЛЬТАТ:

Повысился уровень обучения, воспитания, коррекции

Активизировалась свободная деятельность детей

Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка в общении и познании

Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых

Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, рост информированности родителей о речевом развитии детей

Сформировалась интеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей

Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра.

Прикреплённые файлы:

novinki-v-logopedi_h6v2u.ppt | 3204,5 Кб | Скачан: 110
 
Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование (подготовительная группа) Комплексно – тематическое планирование цикл тем подготовительной группе на 2012 – 13 учебный год Сентябрь 1 неделя «Вот и стали мы на год.

Педагогический проект «Детский сад — территория здоровья» (Стендовый доклад из опыта работы) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ САД – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Мастер-класс «Новинки логопедии» (часть 2)
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 15:49
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...