Лучший педагог года

Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)

Любовь Лупеко
Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)

Мастер-класс по теме «Речевые игры».

Ребенок дошкольного возраста должен владеть:

-звуковой культурной речью,

-лексико-грамматическими формами,

-свободной связной речью,

-интонационной выразительностью речи.

Все это можно дать в виде непосредственной образовательной деятельности, а можно в игре, т. к. она является основным видом деятельности в детском саду, потому что игра – наиболее значимая форма, эмоционально выразительная и интересная.

Свою работу начинаю с работы над артикуляцией.

-Сначала это самомассаж лица и шеи.

Публикация «Мастер-класс „Речевые игры“ (часть I)» размещена в разделах

«Не циркач и не артист – сам себе я массажист». Приложение 1.

- Затем идет артикуляционная гимнастика.

Сказка «У бабушки с дедушкой». Приложение 2.

- Работа над речевым дыханием :

1) Игра «Бутылочки». В бутылочку на 2/3 наливаю воду. В пробку вставляю одноразовую трубочку. Ребенок делает короткий вдох носом (диафрагмой, не поднимая плечи, а затем – длительный выдох в трубочку.

2) Игра «Оркестр». На карточке наклеены полоски разной длины (длинные и короткие). Длинная полоска – длительный выдох, короткая - быстрый.

3) Игра «Губные гармошки». Дети играют на губной гармошке.

4)«Воздушный футбол». Дети на столе задувают мяч (ватки) так, чтобы попасть противнику в «ворота».

-Картинки для задувания. Дуть так, чтобы картинка цветка попала на стебелек в вазе и др.

-«Горячий чай». Наливаем «горячий чай» в блюдце, дуем (имитация движений, чтобы остыл и «пьем».

-«Воздушные шары». Надуваем воздушные шары.

- «Мыльные пузыри». Выдуваем мыльные пузыри.

Мы должны развивать не только артикуляцию и дыхание, но и мелкую моторику. Для этого использую следующие игры и упражнения :

«Пальчиковая гимнастика». Цель: Развитие мелкой моторики рук.

1. «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

2. «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!». Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

3. «Считаем пальчики».

Стучим поочередно пальчиками по столу:

1, 2, 3, 4, 5 -

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

4. Чтение стихотворений (с хлопками и другими движениями).

5. Хочу сказать по предметной деятельности, которая способствует развитию мелкой моторики. Это:

1) застегивание и расстегивание пуговиц,

2) шнуровка на специальных рамках,

3) плетение косичек,

4) нанизывание колец на тесьму,

5) игры с мозаикой, сортировка ее по ячейкам,

6) плетение из проволоки,

7) игры с конструкторами разных видов (есть на каждого ребенка,

8) перебирание круп, зерен (игра «Золушка» - фасоль, горох и др.).

9) волчки,

10) пазлы,

11) вязание на спицах и крючком.

После того, как логопед поставил звуки, их необходимо автоматизировать. Для этого существуют специальные игры и упражнения.

1. Чистоговорки (должна быть четкая артикуляция с четким ритмом).

Игра «Эхо». Цель: Автоматизация звука «л».

ЛА – ЛА – ЛА - девочка спала

ЛО – ЛО – ЛО - у сосны дупло

ЛУ – ЛУ – ЛУ - дайте мне пилу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ - чистые полы

АЛ – АЛ – АЛ - я иду в подвал

ОЛ – ОЛ – ОЛ - у осины ствол

УЛ – УЛ – УЛ - вот высокий стул

ИЛ – ИЛ – ИЛ - дед на свете жил

2. Стихотворения. «Буду я стихи учить - стану четко говорить».

Стихотворение «Белый волк». Цель: Автоматизация звука «л».

Белый волк на свете жил,

Часто лапы с мылом мыл,

Чистоплотный очень был

И без мыла долго выл.

3. Скороговорки.

«Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки».

-Игра «Паровозик». Цель: Автоматизация звука «р». Дети «садятся» в «паровозик» : а) Идут медленно, чтобы запомнить скороговорку «Проворонила ворона вороненка». б) «Колеса» крутятся быстрее и быстрее, и темп речи увеличивается.

-Игра «Ступеньки». Цель: Автоматизация звука «ж». На определенном артикуляционном упражнении (сжатые зубы) ребенок говорит скороговорку «Рыжая клуша лежит в луже» и спускается или поднимается по ступенькам специального тренажера «Ступеньки», убыстряя темп.

Следующий этап работы - дифференциация звуков.

-Игра «Картавулькины стихи». Цель: Дифференциация звуков.

З - Ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки. Есть и лызы (лыжи).

Ж - З

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьешь ты даже гвождик (гвоздик).

С - Ш

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски (двойняшки).

Ш - С

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад (сад).

Есть специальные игры, способствующие фонематическому восприятию.

-Игра «Кто говорит от другого имени». Цель: Развитие фонематического слуха.

Прячу игрушку. К нам пришел необычный гость - дедушка Молчок. Только где же он? Дети, вы поможете мне его найти?

Чики – чики – чики – чок.

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок?

Тишина… Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,

Т-с-с-с-с - ничего не говори.

Дети тихо, на цыпочках ищут дедушку. Дети или я находим дедушку. Я от его имени здороваюсь и предлагаю игру «Кто говорит от другого имени?». Выбранный ведущий отгадывает кто из детей говорит от другого имени.

*Сидит кукушка на суку

И слышится в ответ…

-КУ – КУ! (отвечает ребенок, на которого указал дедушка Молчок).

*Щенок прогавкает в ответ

Услышим вот что мы во след

-ГАВ - ГАВ!

*Корова тоже не смолчит,

А в след нам громко промычит…

-МУ-У-У!

*А петушок, встретив зарю

Нам пропоет…

-КУ-КА-РЕ-КУ!

Работу по звуковому анализу начинаю с фонематической зарядки.

«Песенка насоса». Цель: Познакомить детей со звуком «с», дать ему характеристику. Отрабатывать чистый звук с уточнением артикуляции.

Дедушка Молчок проколол шины. Давайте подкачаем ему колеса.

«С» - песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта - теплая или холодная? Горло - домик голоса. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Звук «С» может произноситься твердо - сахар, часы, нос, насос или мягко - сено, василек, карась. А теперь взяли насосы и давайте подкачаем колеса: с-с-с. Молодцы!

Лексико – грамматика.

1) Игра «Звук заблудился». Цель: Нахождение правильного звука в слове.

а) Жучка будку (булку) не доела;

Неохота. Надоело.

б) На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

в) Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

г) Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда – сюда.

2) Игра «Где звук?». Цель: Определять положение звука «м» в слове (в начале, середине или в конце слова).

Дети, это Мурзик (показываю игрушку котенка). Знаете, почему он плачет? Оказывается, он потерял звук «м» и теперь не может мяукать. Поможем ему? Для этого надо найти все звуки «м» в начале, середине и в конце слов, которые я назову. Мел (в начале слова, сом (в конце, помидор (в середине, мама (в начале и середине слова). Мурзик говорит вам спасибо за то, что может мяукать, потому что вы правильно определили местоположение звука «м» в словах. МЯУ! МЯУ!

3)Звуко – слоговой анализ слова. Слово «сани».

а) Какой первый звук в слове «сани».

Гласный или согласный? Докажите. (Произносим – во рту мешают зубы и язык – значит это согласный звук. Его можно тянуть, но нельзя произнести громко, звонко – значит он глухой).

б) Сколько гласных в слове «сани»? (два). Какие это звуки? («а», «и»).

в) Сколько слогов? (два - сколько гласных звуков, столько и слогов).

Какой первый слог? (са).

Какой второй слог? (ни).

-Игра «Незнайка ждет гостей». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Незнайка купил продукты, вернулся домой, а куда их положить не знает. Дети, вы поможете Незнайке?

* Куда надо положить: хлеб? (в хлебницу); масло? (в масленку); сахар? (в сахарницу); конфеты? (в конфетницу); сухари? (в сухарницу); соль? (в солонку).

* Куда надо перелить: молоко? (в молочник); сливки? (в сливочник); соус? (в соусник); суп? (в супницу).

Спасибо, вы очень помогли Незнайке, теперь он знает какие продукты, куда надо положить.

-Игра «Мой ребенок». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Отметить названия, которые не имеют аналогии с названием взрослого животного.

У зайчихи - … (зайчонок). У кошки - … (котенок). У медведицы - … (медвежонок). У лошади - … (жеребенок). У овцы - … (ягненок).

У собаки -… (щенок).

-Игра «Что это?». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью стихотворений.

Стихотворение «Ключ».

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой

И обычный ключ - дверной.

-Игра «Загадки и отгадки». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью загадок.

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного).

-Игра «Магазин «Овощи - фрукты». Цель: Согласование прилагательных с существительными, образовании относительных прилагательных.

У нас открылся магазин «Овощи-фрукты» (выношу корзинки с фруктами, соками, вареньем). Вы хотите купить фрукты? В нашем магазине кто правильно называет - тот фрукт и получает.

а) Показываю банан – какой он?

Банан – (желтый, сладкий, вкусный). Лимон – (кислый, сочный, спелый).

Апельсин – (зрелый, сладкий, оранжевый). Груша –;. Вишня – ; Яблоко – .

б) «Как называется сок?»

Из банана - (банановый). Из лимона - (лимонный). Из абрикосов - (абрикосовый). Из винограда - ; Из груш -; Из апельсинов -.

в) «Как называется варенье?»

Из яблок - (яблочное). Из груш - (грушевое). Из вишни -; Из малины -;Из персиков -.

«Раз, два, три, четыре, пять - Стихи мы будем сочинять».

-Игра «Найди парочку». Цель: Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Для того, чтобы стихи получились складными, нужно к слову придумать рифму. Рифма – это когда слова заканчиваются одинаково.

каша - Маша; друг - луг; сон - звон.

- На лугу поспела кашка,

Кашку ест корова (Машка).

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

-Игра «Кто больше?»

Палка - (галка, свалка, скалка, каталка); Салат - (халат, пират, карат);

Бочка - (точка, строчка, сорочка).

Веселые стихи читаем и слово- рифму добавляем.

-Игра «Слово убежало» или «Добавлялки».

Мы щенка в воде и мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант -

И певец, и … (музыкант).

Без работы, хоть убей.

Жить не может… (муравей).

Кто один имеет рог?

Отгадайте! … (носорог).

-Игра «Рифмушки - нерифмушки».

(Карточки с картинками, найти пару).

Пушка - лягушка

Елка - пчелка

Калитка - улитка

Сочиняем стихи.

а) Громко выстрелила пушка

И подпрыгнула лягушка.

б) Она пушистая, как елка,

Но это - золотая пчелка.

в) Тихо скрипнула калитка,

Показалась там улитка.

-Игра «Все профессии нужны». Цель: Расширять и активировать словарный запас детей. Кто больше назовет профессий, связанных с транспортом, тот получит билет на теплоход.

(Машинист, водитель автобуса, механик, шофер, стюардесса, пилот, капитан, кондуктор, кассир, дежурный по вокзалу).

-Игра «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай … (конец).

Часть 2

Публикации по теме:

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 07:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД