Любовь Лупеко
Мастер-класс «Речевые игры» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к сказке.
1) Игра «Какая это сказка?». Цель: Определить по нескольким словам - что это за сказка.
Один ребенок называет слова:
а) Царь, 3 сына, стрела, болото, лягушка. Другой ребенок отгадывает: (Царевна – лягушка).
б) Царь, 3 сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка).
в) Царь, 3 сына, Иванушка, конек – горбунок. (Конек – горбунок).
г) Отец, мачеха, 3 дочери, принц, фея, бал. (Золушка).
д) Злая мачеха, 2 дочери, Дед Мороз. (Морозко).
2) Игра «Кто больше сказок назовет?». Цель: Назвать как можно больше сказок, где есть этот предмет.
Публикация «Мастер-класс „Речевые игры“ (часть II)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 2 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
а)яблоко («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырей», «Аленький цветочек», «Молодильные яблоки»).
б)печь («Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «3 поросенка», «По щучьему веленью»).
в)зеркало («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Снежная королева», «Белоснежка и 7 гномов»).
Для развития связной речи использую такой прием, как пиктограмму.
1) Пиктограмма.
Стихотворение «Кап! Кап! Кап!». Цель: Учить детей заучивать стихотворение, опираясь на ключевые символы в пиктограмме.
Кап! Кап! Кап!
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку.
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап!
Н. Нищева
Как работать с пиктограммой.
1. Прочитать стихотворение вслух.
2. Выделить в каждой строке главное ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка.
3. Прочитать стихотворение наизусть с помощью пиктограммы.
2) Мнемотаблица. «З и м а».
Цель: Развивать связную речь, используя мнемотаблицу.
1) Сейчас зима.
2) Солнце светит мало - день стал коротким.
3) Мороз рисует на стеклах красивые узоры.
4) Часто идет белый, пушистый снег.
5) Дуют холодные ветры
Бывают метели и вьюги.
6) Звери в лесу сменили окраску своей шерсти.
7) Дети играют в снежки.
8) Лепят снеговиков.
9) Катаются на санках, лыжах и коньках.
3) Игра «Магазин игрушек». Цель: Учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями.
Один ребенок продавец, а другой - покупатель. Зашел покупатель в магазин, а в это время «выключили свет» и он должен так описать игрушку, чтобы продавец понял о какой из них идет речь, чтобы отдать покупателю.
Развитие просодической стороны речи.
1) «Учимся говорить по-разному». Цель: Развивать интонационную выразительность речи (тембр, интонация, громкость). Большое значение в общении имеет то. Каким голосом мы говорим.
Интонация - повышение и понижение голоса, произношение, выражающее наши чувства.
По очереди говорит фразы с разными чувствами и интонацией (радостно, задумчиво, зло, с обидой и т. д.).
Стихотворение А. Барто «Наша Таня».
Наша Таня (зло)
Громко плачет (радостно)
Уронила в речку мячик (задумчиво).
Тише, Танечка, (с обидой)
Не плачь (в страхе).
Не утонет в речке мяч (со стыдом).
2) Ролевое проигрывание ситуаций. Найти нужную интонацию, чтобы успокоить плачущего ребенка, поблагодарить маму за подарок, поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть и т. д.
Театр.
- Диалог в театре помогает использовать голос, как средство выразительности. У героев разные голоса и они меняются в зависимости от ситуации. (Петушок хвалит себя - голос звонкий, гордый; чуть не съела лиса).
-«Коротенький спектакль». Цель: Учить выразительности речи разыгрывании диалогов.
а) «В гостях у королевы».
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской!
- Что ты видела при дворе?
- Видала мышку на ковре.
б) «Разговор клоунов».
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!
(использую красный «нос» и колпачки клоунов).
в) «Внучка».
Утром дед спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!
(использую пальчиковый театр).
Приложение 1.
НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Общие правила:
• перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
• движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
• стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
• удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
• ритм стиха задаст ритм массажных движений;
• темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
Ручки растираем (истирание ладоней) и разогреваем (хлопки,
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз,
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин вперед,
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд,
Разомнём их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта,
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык - под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе).
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам,
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Приложение 2.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык -потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
На нос подули - мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал,
Как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд-назад)
И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево-вправо).
Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами,
Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу,
Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык - под нижнюю губу).
Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком,
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,
Ног на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).