Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)

Любовь Лупеко
Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)

Мастер-класс по теме «Речевые игры».

Ребенок дошкольного возраста должен владеть:

-звуковой культурной речью,

-лексико-грамматическими формами,

-свободной связной речью,

-интонационной выразительностью речи.

Все это можно дать в виде непосредственной образовательной деятельности, а можно в игре, т. к. она является основным видом деятельности в детском саду, потому что игра – наиболее значимая форма, эмоционально выразительная и интересная.

Свою работу начинаю с работы над артикуляцией.

-Сначала это самомассаж лица и шеи.

«Не циркач и не артист – сам себе я массажист». Приложение 1.

- Затем идет артикуляционная гимнастика.

Сказка «У бабушки с дедушкой». Приложение 2.

- Работа над речевым дыханием:

1) Игра «Бутылочки». В бутылочку на 2/3 наливаю воду. В пробку вставляю одноразовую трубочку. Ребенок делает короткий вдох носом (диафрагмой, не поднимая плечи, а затем – длительный выдох в трубочку.

2) Игра «Оркестр». На карточке наклеены полоски разной длины (длинные и короткие). Длинная полоска – длительный выдох, короткая - быстрый.

3) Игра «Губные гармошки». Дети играют на губной гармошке.

4)«Воздушный футбол». Дети на столе задувают мяч (ватки) так, чтобы попасть противнику в «ворота».

-Картинки для задувания. Дуть так, чтобы картинка цветка попала на стебелек в вазе и др.

-«Горячий чай». Наливаем «горячий чай» в блюдце, дуем (имитация движений, чтобы остыл и «пьем».

-«Воздушные шары». Надуваем воздушные шары.

- «Мыльные пузыри». Выдуваем мыльные пузыри.

Мы должны развивать не только артикуляцию и дыхание, но и мелкую моторику. Для этого использую следующие игры и упражнения:

«Пальчиковая гимнастика». Цель: Развитие мелкой моторики рук.

1. «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

2. «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!». Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

3. «Считаем пальчики».

Стучим поочередно пальчиками по столу:

1, 2, 3, 4, 5 -

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

4. Чтение стихотворений (с хлопками и другими движениями).

5. Хочу сказать по предметной деятельности, которая способствует развитию мелкой моторики. Это:

1) застегивание и расстегивание пуговиц,

2) шнуровка на специальных рамках,

3) плетение косичек,

4) нанизывание колец на тесьму,

5) игры с мозаикой, сортировка ее по ячейкам,

6) плетение из проволоки,

7) игры с конструкторами разных видов (есть на каждого ребенка,

8) перебирание круп, зерен (игра «Золушка» - фасоль, горох и др.).

9) волчки,

10) пазлы,

11) вязание на спицах и крючком.

После того, как логопед поставил звуки, их необходимо автоматизировать. Для этого существуют специальные игры и упражнения.

1. Чистоговорки (должна быть четкая артикуляция с четким ритмом).

Игра «Эхо». Цель: Автоматизация звука «л».

ЛА – ЛА – ЛА - девочка спала

ЛО – ЛО – ЛО - у сосны дупло

ЛУ – ЛУ – ЛУ - дайте мне пилу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ - чистые полы

АЛ – АЛ – АЛ - я иду в подвал

ОЛ – ОЛ – ОЛ - у осины ствол

УЛ – УЛ – УЛ - вот высокий стул

ИЛ – ИЛ – ИЛ - дед на свете жил

2. Стихотворения. «Буду я стихи учить - стану четко говорить».

Стихотворение «Белый волк». Цель: Автоматизация звука «л».

Белый волк на свете жил,

Часто лапы с мылом мыл,

Чистоплотный очень был

И без мыла долго выл.

3. Скороговорки.

«Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки».

-Игра «Паровозик». Цель: Автоматизация звука «р». Дети «садятся» в «паровозик»: а) Идут медленно, чтобы запомнить скороговорку «Проворонила ворона вороненка». б) «Колеса» крутятся быстрее и быстрее, и темп речи увеличивается.

-Игра «Ступеньки». Цель: Автоматизация звука «ж». На определенном артикуляционном упражнении (сжатые зубы) ребенок говорит скороговорку «Рыжая клуша лежит в луже» и спускается или поднимается по ступенькам специального тренажера «Ступеньки», убыстряя темп.

Следующий этап работы - дифференциация звуков.

-Игра «Картавулькины стихи». Цель: Дифференциация звуков.

З - Ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки. Есть и лызы (лыжи).

Ж - З

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьешь ты даже гвождик (гвоздик).

С - Ш

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски (двойняшки).

Ш - С

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад (сад).

Есть специальные игры, способствующие фонематическому восприятию.

-Игра «Кто говорит от другого имени». Цель: Развитие фонематического слуха.

Прячу игрушку. К нам пришел необычный гость - дедушка Молчок. Только где же он? Дети, вы поможете мне его найти?

Чики – чики – чики – чок.

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок?

Тишина… Пришел Молчок.

Не спугни его смотри,

Т-с-с-с-с - ничего не говори.

Дети тихо, на цыпочках ищут дедушку. Дети или я находим дедушку. Я от его имени здороваюсь и предлагаю игру «Кто говорит от другого имени?». Выбранный ведущий отгадывает кто из детей говорит от другого имени.

*Сидит кукушка на суку

И слышится в ответ…

-КУ – КУ! (отвечает ребенок, на которого указал дедушка Молчок).

*Щенок прогавкает в ответ

Услышим вот что мы во след

-ГАВ - ГАВ!

*Корова тоже не смолчит,

А в след нам громко промычит…

-МУ-У-У!

*А петушок, встретив зарю

Нам пропоет…

-КУ-КА-РЕ-КУ!

Работу по звуковому анализу начинаю с фонематической зарядки.

«Песенка насоса». Цель: Познакомить детей со звуком «с», дать ему характеристику. Отрабатывать чистый звук с уточнением артикуляции.

Дедушка Молчок проколол шины. Давайте подкачаем ему колеса.

«С» - песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта - теплая или холодная? Горло - домик голоса. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Звук «С» может произноситься твердо - сахар, часы, нос, насос или мягко - сено, василек, карась. А теперь взяли насосы и давайте подкачаем колеса: с-с-с. Молодцы!

Лексико – грамматика.

1) Игра «Звук заблудился». Цель: Нахождение правильного звука в слове.

а) Жучка будку (булку) не доела;

Неохота. Надоело.

б) На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

в) Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

г) Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда – сюда.

2) Игра «Где звук?». Цель: Определять положение звука «м» в слове (в начале, середине или в конце слова).

Дети, это Мурзик (показываю игрушку котенка). Знаете, почему он плачет? Оказывается, он потерял звук «м» и теперь не может мяукать. Поможем ему? Для этого надо найти все звуки «м» в начале, середине и в конце слов, которые я назову. Мел (в начале слова, сом (в конце, помидор (в середине, мама (в начале и середине слова). Мурзик говорит вам спасибо за то, что может мяукать, потому что вы правильно определили местоположение звука «м» в словах. МЯУ! МЯУ!

3)Звуко – слоговой анализ слова. Слово «сани».

а) Какой первый звук в слове «сани».

Гласный или согласный? Докажите. (Произносим – во рту мешают зубы и язык – значит это согласный звук. Его можно тянуть, но нельзя произнести громко, звонко – значит он глухой).

б) Сколько гласных в слове «сани»? (два). Какие это звуки? («а», «и»).

в) Сколько слогов? (два - сколько гласных звуков, столько и слогов).

Какой первый слог? (са).

Какой второй слог? (ни).

-Игра «Незнайка ждет гостей». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Незнайка купил продукты, вернулся домой, а куда их положить не знает. Дети, вы поможете Незнайке?

*Куда надо положить: хлеб? (в хлебницу); масло? (в масленку); сахар? (в сахарницу); конфеты? (в конфетницу); сухари? (в сухарницу); соль? (в солонку).

*Куда надо перелить: молоко? (в молочник); сливки? (в сливочник); соус? (в соусник); суп? (в супницу).

Спасибо, вы очень помогли Незнайке, теперь он знает какие продукты, куда надо положить.

-Игра «Мой ребенок». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Отметить названия, которые не имеют аналогии с названием взрослого животного.

У зайчихи - … (зайчонок). У кошки - … (котенок). У медведицы - … (медвежонок). У лошади - … (жеребенок). У овцы - … (ягненок).

У собаки -… (щенок).

-Игра «Что это?». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью стихотворений.

Стихотворение «Ключ».

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой

И обычный ключ - дверной.

-Игра «Загадки и отгадки». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью загадок.

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного).

-Игра «Магазин «Овощи - фрукты». Цель: Согласование прилагательных с существительными, образовании относительных прилагательных.

У нас открылся магазин «Овощи-фрукты» (выношу корзинки с фруктами, соками, вареньем). Вы хотите купить фрукты? В нашем магазине кто правильно называет - тот фрукт и получает.

а) Показываю банан – какой он?

Банан – (желтый, сладкий, вкусный). Лимон – (кислый, сочный, спелый).

Апельсин – (зрелый, сладкий, оранжевый). Груша –;. Вишня – ; Яблоко – .

б) «Как называется сок?»

Из банана - (банановый). Из лимона - (лимонный). Из абрикосов - (абрикосовый). Из винограда - ; Из груш -; Из апельсинов -.

в) «Как называется варенье?»

Из яблок - (яблочное). Из груш - (грушевое). Из вишни -; Из малины -;Из персиков -.

«Раз, два, три, четыре, пять - Стихи мы будем сочинять».

-Игра «Найди парочку». Цель: Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Для того, чтобы стихи получились складными, нужно к слову придумать рифму. Рифма – это когда слова заканчиваются одинаково.

каша - Маша; друг - луг; сон - звон.

- На лугу поспела кашка,

Кашку ест корова (Машка).

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

-Игра «Кто больше?»

Палка - (галка, свалка, скалка, каталка); Салат - (халат, пират, карат);

Бочка - (точка, строчка, сорочка).

Веселые стихи читаем и слово- рифму добавляем.

-Игра «Слово убежало» или «Добавлялки».

Мы щенка в воде и мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант -

И певец, и … (музыкант).

Без работы, хоть убей.

Жить не может… (муравей).

Кто один имеет рог?

Отгадайте! … (носорог).

-Игра «Рифмушки - нерифмушки».

(Карточки с картинками, найти пару).

Пушка - лягушка

Елка - пчелка

Калитка - улитка

Сочиняем стихи.

а) Громко выстрелила пушка

И подпрыгнула лягушка.

б) Она пушистая, как елка,

Но это - золотая пчелка.

в) Тихо скрипнула калитка,

Показалась там улитка.

-Игра «Все профессии нужны». Цель: Расширять и активировать словарный запас детей. Кто больше назовет профессий, связанных с транспортом, тот получит билет на теплоход.

(Машинист, водитель автобуса, механик, шофер, стюардесса, пилот, капитан, кондуктор, кассир, дежурный по вокзалу).

-Игра «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай … (конец).

Часть 2

Публикации по теме:

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Математика
Автор публикации:
Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 07:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...