Любовь Лупеко
Мастер-класс «Речевые игры» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме «Речевые игры».
Ребенок дошкольного возраста должен владеть:
-звуковой культурной речью,
-лексико-грамматическими формами,
-свободной связной речью,
-интонационной выразительностью речи.
Все это можно дать в виде непосредственной образовательной деятельности, а можно в игре, т. к. она является основным видом деятельности в детском саду, потому что игра – наиболее значимая форма, эмоционально выразительная и интересная.
Свою работу начинаю с работы над артикуляцией.
-Сначала это самомассаж лица и шеи.
Публикация «Мастер-класс „Речевые игры“ (часть I)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Не циркач и не артист – сам себе я массажист». Приложение 1.
- Затем идет артикуляционная гимнастика.
Сказка «У бабушки с дедушкой». Приложение 2.
- Работа над речевым дыханием :
1) Игра «Бутылочки». В бутылочку на 2/3 наливаю воду. В пробку вставляю одноразовую трубочку. Ребенок делает короткий вдох носом (диафрагмой, не поднимая плечи, а затем – длительный выдох в трубочку.
2) Игра «Оркестр». На карточке наклеены полоски разной длины (длинные и короткие). Длинная полоска – длительный выдох, короткая - быстрый.
3) Игра «Губные гармошки». Дети играют на губной гармошке.
4)«Воздушный футбол». Дети на столе задувают мяч (ватки) так, чтобы попасть противнику в «ворота».
-Картинки для задувания. Дуть так, чтобы картинка цветка попала на стебелек в вазе и др.
-«Горячий чай». Наливаем «горячий чай» в блюдце, дуем (имитация движений, чтобы остыл и «пьем».
-«Воздушные шары». Надуваем воздушные шары.
- «Мыльные пузыри». Выдуваем мыльные пузыри.
Мы должны развивать не только артикуляцию и дыхание, но и мелкую моторику. Для этого использую следующие игры и упражнения :
«Пальчиковая гимнастика». Цель: Развитие мелкой моторики рук.
1. «Пальчики здороваются».
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
2. «Встали пальчики».
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!». Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
3. «Считаем пальчики».
Стучим поочередно пальчиками по столу:
1, 2, 3, 4, 5 -
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
4. Чтение стихотворений (с хлопками и другими движениями).
5. Хочу сказать по предметной деятельности, которая способствует развитию мелкой моторики. Это:
1) застегивание и расстегивание пуговиц,
2) шнуровка на специальных рамках,
3) плетение косичек,
4) нанизывание колец на тесьму,
5) игры с мозаикой, сортировка ее по ячейкам,
6) плетение из проволоки,
7) игры с конструкторами разных видов (есть на каждого ребенка,
8) перебирание круп, зерен (игра «Золушка» - фасоль, горох и др.).
9) волчки,
10) пазлы,
11) вязание на спицах и крючком.
После того, как логопед поставил звуки, их необходимо автоматизировать. Для этого существуют специальные игры и упражнения.
1. Чистоговорки (должна быть четкая артикуляция с четким ритмом).
Игра «Эхо». Цель: Автоматизация звука «л».
ЛА – ЛА – ЛА - девочка спала
ЛО – ЛО – ЛО - у сосны дупло
ЛУ – ЛУ – ЛУ - дайте мне пилу
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ - чистые полы
АЛ – АЛ – АЛ - я иду в подвал
ОЛ – ОЛ – ОЛ - у осины ствол
УЛ – УЛ – УЛ - вот высокий стул
ИЛ – ИЛ – ИЛ - дед на свете жил
2. Стихотворения. «Буду я стихи учить - стану четко говорить».
Стихотворение «Белый волк». Цель: Автоматизация звука «л».
Белый волк на свете жил,
Часто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был
И без мыла долго выл.
3. Скороговорки.
«Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки».
-Игра «Паровозик». Цель: Автоматизация звука «р». Дети «садятся» в «паровозик» : а) Идут медленно, чтобы запомнить скороговорку «Проворонила ворона вороненка». б) «Колеса» крутятся быстрее и быстрее, и темп речи увеличивается.
-Игра «Ступеньки». Цель: Автоматизация звука «ж». На определенном артикуляционном упражнении (сжатые зубы) ребенок говорит скороговорку «Рыжая клуша лежит в луже» и спускается или поднимается по ступенькам специального тренажера «Ступеньки», убыстряя темп.
Следующий этап работы - дифференциация звуков.
-Игра «Картавулькины стихи». Цель: Дифференциация звуков.
З - Ж
У Светланы и у Лизы
Есть и санки. Есть и лызы (лыжи).
Ж - З
Что стучишь так громко, дождик?
Не забьешь ты даже гвождик (гвоздик).
С - Ш
Миша и Маша лежали в коляске.
Были они, безусловно, двойняски (двойняшки).
Ш - С
Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад (сад).
Есть специальные игры, способствующие фонематическому восприятию.
-Игра «Кто говорит от другого имени». Цель: Развитие фонематического слуха.
Прячу игрушку. К нам пришел необычный гость - дедушка Молчок. Только где же он? Дети, вы поможете мне его найти?
Чики – чики – чики – чок.
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его смотри,
Т-с-с-с-с - ничего не говори.
Дети тихо, на цыпочках ищут дедушку. Дети или я находим дедушку. Я от его имени здороваюсь и предлагаю игру «Кто говорит от другого имени?». Выбранный ведущий отгадывает кто из детей говорит от другого имени.
*Сидит кукушка на суку
И слышится в ответ…
-КУ – КУ! (отвечает ребенок, на которого указал дедушка Молчок).
*Щенок прогавкает в ответ
Услышим вот что мы во след
-ГАВ - ГАВ!
*Корова тоже не смолчит,
А в след нам громко промычит…
-МУ-У-У!
*А петушок, встретив зарю
Нам пропоет…
-КУ-КА-РЕ-КУ!
Работу по звуковому анализу начинаю с фонематической зарядки.
«Песенка насоса». Цель: Познакомить детей со звуком «с», дать ему характеристику. Отрабатывать чистый звук с уточнением артикуляции.
Дедушка Молчок проколол шины. Давайте подкачаем ему колеса.
«С» - песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта - теплая или холодная? Горло - домик голоса. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Звук «С» может произноситься твердо - сахар, часы, нос, насос или мягко - сено, василек, карась. А теперь взяли насосы и давайте подкачаем колеса: с-с-с. Молодцы!
Лексико – грамматика.
1) Игра «Звук заблудился». Цель: Нахождение правильного звука в слове.
а) Жучка будку (булку) не доела;
Неохота. Надоело.
б) На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
в) Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
г) Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда – сюда.
2) Игра «Где звук?». Цель: Определять положение звука «м» в слове (в начале, середине или в конце слова).
Дети, это Мурзик (показываю игрушку котенка). Знаете, почему он плачет? Оказывается, он потерял звук «м» и теперь не может мяукать. Поможем ему? Для этого надо найти все звуки «м» в начале, середине и в конце слов, которые я назову. Мел (в начале слова, сом (в конце, помидор (в середине, мама (в начале и середине слова). Мурзик говорит вам спасибо за то, что может мяукать, потому что вы правильно определили местоположение звука «м» в словах. МЯУ! МЯУ!
3)Звуко – слоговой анализ слова. Слово «сани».
а) Какой первый звук в слове «сани».
Гласный или согласный? Докажите. (Произносим – во рту мешают зубы и язык – значит это согласный звук. Его можно тянуть, но нельзя произнести громко, звонко – значит он глухой).
б) Сколько гласных в слове «сани»? (два). Какие это звуки? («а», «и»).
в) Сколько слогов? (два - сколько гласных звуков, столько и слогов).
Какой первый слог? (са).
Какой второй слог? (ни).
-Игра «Незнайка ждет гостей». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Незнайка купил продукты, вернулся домой, а куда их положить не знает. Дети, вы поможете Незнайке?
* Куда надо положить: хлеб? (в хлебницу); масло? (в масленку); сахар? (в сахарницу); конфеты? (в конфетницу); сухари? (в сухарницу); соль? (в солонку).
* Куда надо перелить: молоко? (в молочник); сливки? (в сливочник); соус? (в соусник); суп? (в супницу).
Спасибо, вы очень помогли Незнайке, теперь он знает какие продукты, куда надо положить.
-Игра «Мой ребенок». Цель: Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. Отметить названия, которые не имеют аналогии с названием взрослого животного.
У зайчихи - … (зайчонок). У кошки - … (котенок). У медведицы - … (медвежонок). У лошади - … (жеребенок). У овцы - … (ягненок).
У собаки -… (щенок).
-Игра «Что это?». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью стихотворений.
Стихотворение «Ключ».
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой
И обычный ключ - дверной.
-Игра «Загадки и отгадки». Цель: Познакомить детей с многозначными словами с помощью загадок.
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного).
-Игра «Магазин «Овощи - фрукты». Цель: Согласование прилагательных с существительными, образовании относительных прилагательных.
У нас открылся магазин «Овощи-фрукты» (выношу корзинки с фруктами, соками, вареньем). Вы хотите купить фрукты? В нашем магазине кто правильно называет - тот фрукт и получает.
а) Показываю банан – какой он?
Банан – (желтый, сладкий, вкусный). Лимон – (кислый, сочный, спелый).
Апельсин – (зрелый, сладкий, оранжевый). Груша –;. Вишня – ; Яблоко – .
б) «Как называется сок?»
Из банана - (банановый). Из лимона - (лимонный). Из абрикосов - (абрикосовый). Из винограда - ; Из груш -; Из апельсинов -.
в) «Как называется варенье?»
Из яблок - (яблочное). Из груш - (грушевое). Из вишни -; Из малины -;Из персиков -.
«Раз, два, три, четыре, пять - Стихи мы будем сочинять».
-Игра «Найди парочку». Цель: Упражнять в придумывании рифмы к словам.
Для того, чтобы стихи получились складными, нужно к слову придумать рифму. Рифма – это когда слова заканчиваются одинаково.
каша - Маша; друг - луг; сон - звон.
- На лугу поспела кашка,
Кашку ест корова (Машка).
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
-Игра «Кто больше?»
Палка - (галка, свалка, скалка, каталка); Салат - (халат, пират, карат);
Бочка - (точка, строчка, сорочка).
Веселые стихи читаем и слово- рифму добавляем.
-Игра «Слово убежало» или «Добавлялки».
Мы щенка в воде и мыле
Два часа с мочалкой… (мыли).
Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).
Кто один имеет рог?
Отгадайте! … (носорог).
-Игра «Рифмушки - нерифмушки».
(Карточки с картинками, найти пару).
Пушка - лягушка
Елка - пчелка
Калитка - улитка
Сочиняем стихи.
а) Громко выстрелила пушка
И подпрыгнула лягушка.
б) Она пушистая, как елка,
Но это - золотая пчелка.
в) Тихо скрипнула калитка,
Показалась там улитка.
-Игра «Все профессии нужны». Цель: Расширять и активировать словарный запас детей. Кто больше назовет профессий, связанных с транспортом, тот получит билет на теплоход.
(Машинист, водитель автобуса, механик, шофер, стюардесса, пилот, капитан, кондуктор, кассир, дежурный по вокзалу).
-Игра «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай … (конец).