Папки-передвижки

НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником «Осенины» (8 фото)

Алиева Елена Дмитриевна
НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником «Осенины»

НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником «Осенины»

Цель: Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с народными календарно-обрядовыми праздниками через игру.

• Развивать интерес к народным играм.

• Способствовать развитию эмоциональной сферы через участие в играх различной двигательной активности.

Ход НОД

Вводная часть Беседа

Публикация «НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником „Осенины“» размещена в разделах

Фото «Осенины»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуйте, гости! (Руки к гостям)

Здравствуй, небо, (Руки вверх)

Здравствуйземля, (Приседают) Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд)

Воспитатель:

Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)

Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ!

Воспитатель:

Как называется край, в которой мы с вами живем?

Дети:- Ставропольский край

Воспитатель:

Как называется село, в которой мы с вами живем?

Дети :- Юца.

Воспитатель:

Раньше, много десятилетий тому назад, наша страна называлась не Россия - Русь. Нашего края и села в то время не было. Были мелкие поселения народов кавказа. Прошло много веков и лет, но обычаи и традиции существующие на Руси дошли до нас. Сегодня мы будем с вами говорить о старинном празднике, который в наше время отмечается совсем по другому.

Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них?

Дети :- Осень.

Молодцы, ребята. Правильно определили.

Воспитатель:

НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником - фото

В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

К основным символам осенин на Руси относится хлеб, который был самым важным символом праздника. Хлеб был не только основным продуктом питания, но и символизировал плодородие земли и благополучие для всей семьи.

Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.

Осенины на Руси — это традиционный праздник, отмечаемый в период осеннего сбора урожая. В этот день люди собирались вместе, чтобы отблагодарить природу за плодородие и попросить о хорошем урожае в следующем году.

Осенины имели глубокие символические значения для русского народа. Праздник символизировал обрядовый конец летнего сезона и начало подготовки к зиме. Вместе с тем, осенины служили возможностью для общения, встреч и семейного объединения.

Во время осенин на Руси собирались всей семьей и родственниками, чтобы обсудить хозяйственные вопросы, совместно приготовить праздничный обед и отметить окончание жатвы и сбора урожая. В таком семейном кругу передавались ремесла, культура и традиции, основанные на годовом цикле сельского хозяйства.

Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует.

Воспитатель:

Фото №1 Цель Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях

А какие овощи собирали в старину, вы узнаете отгадав загадки.

Загадаю вам загадки, вы же дайте мне отгадки.

Послушайте внимательно, подумайте старательно.

Фото №2 Задачи Продолжать знакомить детей с народными календарно обрядовыми праздниками через игру

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки (Яблоко)-

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины яблоко

2. Сочная, жёлтая

На лампочку похожая (Груша)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины грушу

Фото №3 Развивать интерес к народным играм

3. Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одёжек

И все без застёжек (капуста)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины капусту

4. Этот длинный рыжий нос

По макушку в землю врос (Морковка)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины морковку

5. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …. (Помидор)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины помидор

6. Без окон, без дверей,

Полна горница людей (Огурец)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины огурец

7. С виду он такой простой,

Круглый, крепкий, молодой

Если снимешь кожуру,

Вмиг оставишь ты игру.

От него заплачешь вдруг.

Догадались? Это (Лук)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины лук

8. Что копали из земли?

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли?

Ели да хвалили (Картошка)

- Воспитатель:

А сейчас один ребенок должен наощупь определить и достать из корзины картошку

- Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Осеннее время на Руси было заполнено различными играми и забавами, которые помогали людям развлечься и провести время весело.

Одной из самых популярных игр осенин была

“Не лезь, заяц, в огород!”

(Воспитатель объясняет правила игры. Кладет веревку вокруг себя и делает круг или можно взять большой обруч. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей корзины.)

Воспитатель: : Значит, вот это мой огород. Я буду дедом. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (Показывает на стул, стоящий в центре круга.) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (Садится на стул, “стережет” свой “огород”.) Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони попробуй нас!

Вот теперь и поиграем. Я сторожу свой огород. Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю. Понятно?

Дети отвечают.

Воспитатель: -дед закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед просыпается и пытается поймать воришек, также, не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Фото №4 Способствовать развитию эмоциональной сферы через участие в играх различной двигательной активности

- Воспитатель:

Осенины на Руси были полны веселья и радости, когда люди наслаждались яркими цветами и теплом этого времени года. Игры, которые сопровождали это время, помогали забыть о заботах и весело провести время с друзьями и семьей.

Традиционные осенние игры в России — это отличная возможность для детей провести время с пользой и получить удовольствие от игры на свежем воздухе. Они помогают развивать силу, ловкость, координацию движений и чувство соревнования, а также позволяют насладиться красотой осенней природы.

Рефлексия: У каждого человека есть своя малая Родина, где он родился, вырос, вырастил своих детей, внуков. Наша малая Родина – это наше село Юца. И где бы мы не находились, мы всегда помним о нашей малой Родине. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, соблюдать ее традиции и обычаи, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. Воспитатель: Спасибо всем

Фото №5 Ход НОД Вводная часть Беседа Публикация НОД с детьми средней группы по историко краеведческому направлению по ознакомлению с праздником Осенины размещена в разделах Конспекты занятий

Прикреплённые файлы:

master-klas_1a0vl.ppt | 18170 Кб
 
Публикации по теме:

«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы Зал украшен в народном стиле. Дима из-за кулис -Анюта,пойдешь гулять? Под музыку входит Анюта Отдых –это не безделки- Время игр и новостей.

Фотоотчет «Осенины» (старшая и подготовительная группы)Фотоотчет «Осенины» (старшая и подготовительная группы) Стихотворение " Осенний пейзаж" Г. В. Шкуратова. Пролетело быстро лето, Осень бродит за окном. Небо в очертаньи бледном Моросит на нас.

«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы Тема "Профессия - гончар". Цель: Познакомить детей с профессией гончара. Задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях;.

Комплекс мероприятий по ознакомлению детей раннего возраста с праздником, посвященным Дню Защитника ОтечестваКомплекс мероприятий по ознакомлению детей раннего возраста с праздником, посвященным Дню Защитника Отечества Задачи и цели: 1. Закреплять: знания детей о наступающем празднике 23 февраля. 2. Побуждать: интересоваться папиной жизнью и историями.

Конспект открытой НОД с детьми средней группы по ознакомлению с природным миром «В гости к Русалочке» Старший воспитатель: Уварова Инна Михайловна. Цель: актуализировать знания детей о подводном мире. Задачи: • воспитывать доброжелательные.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с праздником Ивана Купалы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 "Теремок" г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Организованная образовательная деятельность в средней группе «Загадочный подводный мир» по познавательному направлениюОрганизованная образовательная деятельность в средней группе «Загадочный подводный мир» по познавательному направлению Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Тип занятия: интегрированное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с детьми средней группы по историко-краеведческому направлению по ознакомлению с праздником «Осенины»
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 17:21
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД