Папки-передвижки

Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»

Елена Семенова
Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»

Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

Публикация «Мастер-класс „Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека“» размещена в разделах

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.

Наглядность: на универсальном пособии (см. титульный лист книги) представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца.

Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.

Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора.

«Руки – помощники умной головы»

1. Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».

2. Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы:

«Руки – помощники умной головы»

«Руки трогают, а голова понимает признаки объектов»

«Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.)

3. На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать информацию о значениях признаков умной голове. У человека появляются мысли на основе полученной информации.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.

Примечание.

Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор, а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора.

«Глаза – помощники умной головы»

1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».

2. Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы:

«Глаза – помощники умной головы»

«Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов»

«Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т. д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)

3. На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать информацию голове о значениях признаков. У человека появляются мысли на основе полученной информации.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора.

Примечание.

Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В тоже время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями.

Например:

- глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе, и увидеть изменение цвета;

- стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.

Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора.

«Уши – помощники умной головы»

1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать».

2. Организовать воспроизведения звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы:

«Уши – помощники умной головы»

«Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков».

3. На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.)

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать информацию голове о значениях признаков звука. У человека появляются мысли на основе полученной информации.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора.

Примечание.

При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук.

Например:

- стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук;

- металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки.

Звуки издают все объекты при взаимодействии или воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, из-за этого мы слышим не все звуки.

Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора.

«Язык – помощник умной головы»

1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус».

2. Организовать процессы определения съедобных объектов на вкус. Предложить детям повторять фразы:

«Язык – помощник умной головы»

«Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.)

3. На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно сказать о его возможностях.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека появляются мысли на основе полученной информации.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора.

Примечание:

Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор, а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».

Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора.

«Нос – помощник умной головы»

1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах».

2. Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы:

«Нос – помощник умной головы»

«Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.)

3. На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно сказать о его возможностях.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека появляются мысли на основе полученной информации.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора.

Примечание:

Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т. д. запахи.

Технологическая карта ознакомления с миром эмоций.

«Сердце дарит нам настроение»

1. Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение».

2. Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы:

«Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженное вкуснее».

«Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно».

«Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня».

«Одно и то же значение кого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения».

3. На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно сказать о возможных настроениях человека.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия признаков объектов. У человека появляются мысли в зависимости от эмоционального состояния.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов.

Примечание:

Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них устраивать тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху.

Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека : надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога»Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Мастер-класс для педагогов «Игры для эмоционального развития с набором карточек «Семейка Гномс»Мастер-класс для педагогов «Игры для эмоционального развития с набором карточек «Семейка Гномс» Тема: «Игры для эмоционального развития». Цель: применение игр для эмоционального развития в работе с детьми. Задачи: 1. Познакомить педагогов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Мастер-класс «По изготовлению Хлебного человека»Мастер-класс «По изготовлению Хлебного человека» В старину в пору сбора урожая в каждой семье делалась кукла – Хлебный человек. Кукла, символизирующая хозяина, собравшего урожай. Хлебный.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 13:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД