МААМ-картинки

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Юлия Черномаз
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5

города Славянска-на-Кубани

мо Славянский район

Мастер – класс

Тема: «Пальчиковая гимнастика как средство

развития речи детей»

выполнила: воспитатель

Черномаз Ю. С.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей“» размещена в разделах

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Немецкий педагог Фридрих Фрёбель- теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Предложил и ввел пальчиковые игры. Изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры.

- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поиграем со своими пальчиками

Пальчиковые игры на основе сказок

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Для участия мне необходима Ваша помощь (5 человек)

(Для вас интересное задание- инсценировка сказки на основе пальчиковой игры. Вы можете действовать по данному тексту, а можете придумать сказку на свой лад)

«Теремок».

- Приготовили все свои пальчики, начинаем.

- Стоит в поле… (пальцы рук соединить под углом друг к другу) теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.

- Как по полю, полю мышка бежит (пальцы и запястье правой руки прижаты к столу, а сама ладонь чуть приподнята). У дверей остановилась и стучит.

Все: Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? (Кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм).

- Уж как по полю лягушка бежит (ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

Все: У дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет (кончиками пальцев, не отрывая от стола запястье, отстучать ритм?

- Я мышка-норушка, а ты кто? (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).

– Я лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

- Давай жить вдвоем.

- Как по полю, полю зайчик бежит. (Указательный и мизинец правой руки подняты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони).

Все: У дверей остановился и стучит: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? («Заяц» ритмично в такт словам покачивает головой).

- Я – мышка-норушка. (Изобразить мышку, прижав пальцы к столу и приподняв ладонь).

- Я – лягушка-квакушка. ( Изобразить лягушку: ладони рук прижать к столу, все пальцы развести в стороны, а большие пальцы прижать друг к другу).

- А ты кто такой?.

Аналогично сказка разыгрывается дальше.

Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

А пока наши участники готовятся, я предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.

(Раздать 3-4 мяча коллегам из первого ряда, попросит ь их выйти)

— Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к каждому пальчику) : Медведь (большой палец, Лиса (указательный палец, Волк (средний палец, Белка (безымянный палец, Заяц (мизинец, затем (зажать мяч в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони) и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).

Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Лиса идет не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:

«Куда ты идёшь?».

«В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».

«Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).

Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).

Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:

«Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)

-«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).

«Я чувствую его запах, он где-то рядом…»- сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.

Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).

«Будешь орешек?»- спросила Белка.

«Да!» — ответил Ёжик.

-«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).

Раз – орешек (зажать мяч в ладошке, два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.

Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает его Ё жик:

-«Ты куда скачешь?»

-«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».

Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.

Пальчиковые игры с предметами

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Для разнообразия следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок, вата, резиночки т. д.

(Раздать в коробочке карандаши по рядам)

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. (Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)

«Чай»

Мне в стакан налили чай

И сказали: «Размешай!»

Ложку пальчиками взял,

Сахар быстро размешал. (карандаш между большим и средним

пальцами правой руки, «мешают сахар» по часовой стрелке и против.)

(Раздать платочки по рядам)

«Медведь».

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял (Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)

(Раздать в корзинке орехи по рядам)

«Орехи»

Научился я орехи

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать. (Перекатывать пальцами одной руки орехи)

-Уважаемые коллеги, а сейчас отгадайте загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал.

Пушистый ковер —

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце,

Серебром блестит.

-Кто отгадал, я попрошу выйти (Звучит музыка «Снежная вьюга»)

(На разносе большой ком ваты)

-Да, вы все правы отгадка-снег

Я вам предлагаю отщипнуть себе кусочек ваты и сделать вместе

колбаску, а теперь растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его, пощипать вату, пытаться скрутить из кусочка ваты нить, а теперь сделаем снежок и поиграем в снежки (подбрось, поймай, покидай друг в друга)

Следующая наша игра «Собери пирамидку» (одеваем на палочку резиночки для волос, под музыку, на скорость)

Активные игры со стихотворным сопровождением

Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так в образовательной деятельности.

Все вместе поиграем (игра с залом)

Я буду читать, а вы дружно будете показывать всё пальчиками.

«Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, светятся фонарики. (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар фонарики)

Вот сверкают льдинки, кружатся снежинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, всем подарки он несет. (пальцы шагают по коленям или по полу трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать : (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

Игры манипуляции

Игры-манипуляции «Ладушки – ладушки…», «сорока-белобока…», «Мы делили апельсин…» Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Пальчиковые кинезиологические игры

Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

4. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

5. "Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

6. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

7. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

(Игра с залом «Симметричные рисунки»)

Пальчиковые игры с элементами самомассажа

Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

«Котенок – малыш».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца и обратно на ударные слоги стиха. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок – глупыш.

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

Но а сейчас наши участницы продемонстрируют нам сказку «Теремок».

На этом наш мастер-класс завершен, если вам коллеги, было весело крикните «ура» интересно похлопайте в ладоши.

Весело ….

Интересно …

Еще я хочу поделиться с вами памяткой.

Основные правила пальчиковых игр :

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: применению театрализованной деятельности для.

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» "Родное слово является основой всякого умственного развития.

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей»Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Пальчиковая гимнастика, как один из способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Многие родители, которые привели ребенка в детский сад частенько сталкиваются.

Презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» 1 слайд. Название презентации. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей. 2 слайд. Высказывание великого педагога В. А. Сухомлинского.

Пальчиковая игра как средство речевого развития детей Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В настоящее время можно.

Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Важную роль в формировании звукопроизношения играет: - Чёткая, точная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
Опубликовано: 28 января 2018 в 21:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД